В начале недели Российский союз автостраховщиков раскрыл информацию об аккредитованных им по новым правилам юридических лицах, допущенных к проведению технического осмотра автотранспорта. В Самарской области, согласно последним заявленным данным, число аккредитованных станций техобслуживания составляет 63, из которых только две не проводили техосмотр ранее. Небольшое количество желающих прийти на рынок ТО эксперты объясняют тем, что новый порядок не до конца ясен и понятен потенциальным участникам.
В России на федеральном уровне меняется регламент технического осмотра транспортных средств. Государство полностью устраняется от этого процесса, и ответственность за проведение ТО перекладывается на юридические лица, имеющие право на оказание этой услуги.
Впрочем, сама по себе передача процедуры технического осмотра в частные руки не является новшеством. Коммерческие структуры допускались до проведения техосмотра и раньше, если при этом не оказывали одновременно услуг по ремонту. Такая возможность была закреплена постановлением правительства РФ №880 от 1998 года.
Как рассказал технический директор ООО «Кристал» Андрей Макрушен, «частные компании уже давно занимаются проведением технического осмотра, но ранее талон техосмотра выдавали инспекторы ГИБДД на основании данных, предоставленных станцией техосмотра». Согласно реформе, с 2012 года у станций появилась возможность самим выдавать талоны технического осмотра, достаточно лишь получить аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). «Получить аккредитацию несложно: в переходный период автоматически получили аккредитацию фирмы, у которых был заключен договор с ГУ МВД по Самарской области, - заявил Макрушен. - Мы отправили заявки в РСА, а ГУ МВД отправило туда же список фирм, с которыми сотрудничает. В союзе сравнили заявки и список. И 63 компании получили аккредитацию и были внесены в реестр. Сейчас на сайте РСА вывешен реестр компаний, которые ранее работали и были автоматически переаккредитованы, и новых фирм».
В основном они сосредоточены в Самаре - 29 точек. Еще девять станций находятся в Тольятти, по три - в Сызрани, Новокуйбышевске, Кинеле и Красном Яре. Две станции находятся в Жигулевске. А вот в Чапаевске, Большой Черниговке, Алексеевке, Нефтегорске, Преображенке, Спасском, Кинель-Черкассах, Хворостянке и Похвистневе аккредитованы по одной станции ТО.
Как пояснила сотрудник отдела по связям с общественностью СМИ Российского союза автостраховщиков Валерия Ряховская, 61 из 63 компаний ранее уже занималась ТО автотранспорта и получила аккредитацию автоматически. Заявки от новых игроков начали поступать после 1 января. По Самарской области на данный момент поступили только две заявки на открытие новых станций в Самаре и Тольятти - от московского ЗАО «Техосмотр».
Как отметил Макрушен, это известная московская фирма, близкая страховой компании «Росгосстрах». Кстати, ЗАО «Техосмотр» получило аккредитацию на открытие пунктов проведения ТО в Самаре и Тольятти по адресам, совпадающим с адресами офисов «Росгосстраха» в этих городах.
В пресс-службе «Росгосстраха» заявили, что страховая компания не занимается проведением техосмотра. «Законом эта функция делегирована специализированным операторам техосмотра, аккредитованным Российским союзом автостраховщиков, - отметили в пресс-службе. - ЗАО «Техосмотр» - один из операторов, с которыми «Росгосстрах» сотрудничает. С вопросом о том, когда откроются пункты ТО данного оператора, следует обращаться к нему».
Присматривают место
Небольшое число поданных заявок объясняется рядом причин. По словам ведущего аналитика УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, «во-первых, потому, что новый порядок не до конца ясен и понятен потенциальным участникам этого рынка». «И они хотели бы выждать некоторое время, пока ситуация прояснится, - пояснил он. - Во-вторых, это может объясняться тем, что потенциальные игроки не видят перспектив в работе на этом рынке».
Как считает Баранов, уже существующие пункты ТО прекрасно справляются со своими обязанностями: цена на техосмотр небольшая, и вряд ли новые пункты привлекут достаточно клиентов, чтобы получить прибыль.
Третьей и, возможно, главной причиной такого небольшого числа заявок, по мнению эксперта, может быть то, что 2012 год только начался, были новогодние каникулы, и многие компании просто не работали. «Сейчас постепенно все войдут в рабочий режим, и будем надеяться, в РСА поступит больше заявок от компаний из Самарской области», - отметил Баранов.
Кроме того, новый закон, регламентирующий процедуру технического осмотра транспортных средств, установил нормативы стоимости этой процедуры, непосредственно влияющий на размер выручки потенциальных игроков рынка. В Самарской области цена осмотра для легковых автомобилей составляет 400 рублей. Для автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны - 430 рублей. Осмотр мотоциклов стоит 130 рублей. Организации, получившие аккредитацию на осуществление технического осмотра, не имеют права превышать указанную стоимость, но могут держать цены на более низком уровне, если позволяют доходы или компании желают получить больше клиентов.
Также отметим, что, по закону, новые автомобили автоматически получают талон ТО, который действует три года. И даже при перепродаже автомобиля в этот период техосмотр проходить не придется, что также снижает количество потенциальных клиентов.
По оценкам Дмитрия Баранова, при среднем количестве легковых автомобилей, проходящих ТО в области каждый год (540-560 тысяч), и стоимости ТО в 400 рублей получаем, что объем этого рынка равен 210-230 млн рублей. Что касается количества пунктов ТО, то к уже существующим шести десяткам пунктов ТО могут добавиться еще примерно 15-20 частных компаний. «При очень благоприятном развитии событий число пунктов ТО в области может вырасти до 90-100», - отметил Баранов.
Расслабиться не получится
В РСА также уверены в перспективах роста количества игроков рынка. «Количество организаций будет увеличиваться, к нам поступают заявки, каждая из которых рассматривается 10 дней, - отметила Валерия Ряховская. - Требования к подаче заявок определены в порядке, утвержденном министерством экономического развития РФ».
По итогам документарной проверки компании получают аккредитации и могут заниматься техосмотром. «Предварительно им нужно подать заявку на талоны техосмотра, - говорит Ряховская. - Количество талонов рассчитывается из реальных технических возможностей пункта техобслуживания плюс 5%. Если они будут исполнять обязанности ненадлежащим образом (будут, как минимум, две обоснованные жалобы), то аккредитация у пункта будет отзываться. По всем жалобам будут вестись выездные проверки. Обращаться с жалобами можно напрямую в РСА или в представительства союза, которые есть в каждом федеральном округе».
Валерия Ряховская, сотрудник отдела по связям с общественностью СМИ Российского союза автостраховщиков:
- Компании, включенные сейчас в реестр, попали туда автоматически, так как ранее проводили технический осмотр автотранспорта совместно с МВД. С 1 января 2012 года мы начали вносить в реестр организации, которые раньше не занимались, но хотели бы заниматься техосмотром.
Автор: Илья Казаков