Компания Nissan продолжает активную политику в развитии бюджетного сегмента автомобилей. В Тольятти под брендом Datsun планируется выпуск бюджетной модели на платформе Lada Kalina. Автомобиль разрабатывается специально для развивающихся автомобильных рынков и будет выпускаться также в Индии, Китае и Индонезии. Предварительно сообщается, что ценник на новый Datsun будет выше прайсов на «Калину», которая сегодня стоит от 287 900 рублей. Таким образом, это будет уже вторая бюджетная модель от Nissan, заявленная за последнюю неделю.
Информацию о возрождении бренда Datsun распространило агентство Reuters со ссылкой на собственный источники. Выпуск первых партий новых тольяттинских машин планируется в 2014 году, и годовой объем их производства может достигнуть 40-60 тысяч экземпляров. Для сравнения: в 2011-м Nissan продал в России почти 139 000 автомобилей, а это значит, что новая модель может составить треть или даже половину реализаций марки.
Основной объем продаж на рынке приходится на автомобили низшей ценовой категории стоимостью 300-600 тысяч рублей: GM, Renault, Hyundai, Ford, Lada, KIA. Этот сегмент остается популярным и перспективным для автопроизводителей. Во-первых, в России все еще недостаточная обеспеченность населения автомобилями. Во-вторых, в России достаточно старый автопарк, которому требуется обновление.
Этот сегмент – золотая жила, а российский авторынок – один из самых перспективных для Nissan. Но ранее компания подтвердила, что сейчас марка слабо представлена в быстро растущем классе бюджетных авто. Устранить эту «несправедливость» поможет на первом этапе новая Almera, которая сойдет с тольяттинского конвейера осенью 2012 года. Но если «Альмера» будет по-прежнему выпускаться под брендом Nissan, то соплатформенник Kalina получит принадлежность к марке Datsun, которая исчезла с рынка еще в 1986 году. С одной стороны – это возможность занять большую долю рынка, с другой – четкое разделение моделей по целевой аудитории.
Создавая отдельное направление, Nissan сохранит за собой позицию бренда средней ценовой категории и держать соответствующий уровень стоимости. А под новым-старым названием будет продаваться настоящий low cost. Сегодня корейская Almera Classic стоит от 465 тысяч рублей, и вряд ли и российский Nissan сбавит обороты. К примеру, новый KIA Rio, заменивший предшественника, не пошел на понижение стоимости. Таким образом, новая Almera станет конкурентом для признанных лидеров сегмента – Solaris, Rio, Polo sedan, а Dutsan, скорее, поделит поле с «Логаном», Chance или Lada. Это еще раз доказывает, что сегодня бюджетность – понятие растяжимое.
В случае с Datsun происходит разделение по типу Nissan-Infiniti или Toyota-Lexus, только не в сторону премиальности, а наоборот – доступности. И выбор бренда Datsun не случаен. Во-первых, это имя хорошо известно в экспортных странах. Во-вторых, в 1960-е годы, которые стали в Японии временем всеобщей автомобилизации, под брендом Datsun на рынок вышел массовый автомобиль Sunny 1000, напоминающий вазовскую «копейку». Он хорошо продавался среди молодежи, которая не могла себе позволить более крупный семейный Nissan Bluebird. То есть уже тогда модель стала символом массового автомобиля. Позже появилась легендарная спортивная модель Datsun 240 Z (известная еще как Nissan S30 или Nissan Fairlady), которая в США снискала славу относительно недорого спорткара и принесла успех Nissan Motor. В общем, теперь компания готова сыграть с «Датсун» на российском рынке, соблюдая традиции марки, и занять нишу недорогих машин.
«Интерес японского автоконцерна Nissan к низкобюджетному сегменту легко объясним. Костяк любой экономики – средний класс. В условиях нестабильности начинает меньше тратить, поскольку сокращаются его реальные доходы. В этом свете концентрация на производстве относительно дешевых и качественных товаров выглядит как один из способов диверсификации рисков от потерь в более высокодоходных сегментах», – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
Впрочем, Nissan должен серьезно продумать особенности каждой модели, чтобы четко разграничить их позиционирование в своем сегменте, дабы избежать конкуренции внутри модельного ряда. Понятно, что именно с этой целью будет возрожден бренд Datsun, но одним лишь только названием в данном случае не обойтись», – заключает Кирилл Маркин.«Если судить по рейтингу топ-25 самых продаваемых в России легковых автомобилей, то по итогам 2011 года из автомобилей Nissan в него вошли Qashqai (19 место) и X-Trail (25 место). Ни одна из японских машин, ориентированных на низкоценовой сегмент рынка, в этот список не попала. И именно Datsun и Almera могут стать массовыми автомобилями от Nissan, наравне с техникой от Renault, Ford или Hyundai. Их опережает только отечественная Lada.