Программа государственного льготного кредитования закончилась, и проценты по автокредитам постепенно начали расти. Эксперты предупреждают - в ближайшее время стоит ожидать еще небольшого повышения ставок.
По оценкам «Русфинансбанка», в январе 2012 года средняя ставка на рынке автокредитования увеличилась на 1,5-2% без учета влияния госпрограммы. Такие данные приводил начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования банка Алексей Бессонов на прошедшей на днях в Москве конференции для маркетологов и аналитиков. При этом он отметил, что если учитывать влияние программы льготного автокредитования, то средняя ставка увеличилась еще больше.
- Нестабильность финансово-валютного рынка приводит к увеличению стоимости привлечения денежных средств для банков, и, как следствие, - к росту процентных ставок, - поясняет Бессонов.
Удорожание автокредитов в январе он также объясняет завершением части специальных программ с автопроизводителями. Например, фирменная программа автокредитования «АвтоВАЗа» Lada Finance в январе не действовала и была возобновлена только в феврале.
- По нашим прогнозам, это не последнее увеличение процентных ставок в 2012 году, - говорит Бессонов.
Завершение госпрограммы льготного кредитования, безусловно, сказалось на рынке автокредитования страны. По данным Минпромторга, в последний год действия программы доля кредитов, выданных в ее рамках, доросла примерно до трети всех выданных автокредитов.
По подсчетам исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, благодаря программе доля продаж машин в кредит от общего объема продаваемых автомобилей в 2011 году фактически вернулась на докризисный уровень - 30%.
В 2012 году российский рынок автокредитования, по прогнозам, вырастет на 24% и составит 1 млн 17 тысяч кредитов, заняв 35% в продажах новых автомобилей. Как отмечает Алексей Бессонов, докризисных показателей рынок автокредитования в нынешнем году все же еще не достигнет (в 2008 году в России было выдано 1 млн 347 тысяч кредитов, а их доля в продажах новых авто составила 46%).
Между тем, в 2011 году средняя сумма автокредита на рынке выросла, в среднем, на 15% (с 334,929 тыс. рублей до 382,254 тыс. рублей). По словам Бессонова, это объясняется аналогичным ростом средней стоимости покупаемых автомобилей.
- Кроме того, за счет включения в сумму кредита дополнительных пакетов услуг (таких, как страховка, продленная гарантия, дополнительное оборудование и др.) стоимость кредита увеличивается до 30-50% от стоимости автомобиля, - добавляет он.
Ждет снижение объема кредитов и «АвтоВАЗ».
- Безусловно, мы ожидаем небольшого снижения объема выданных кредитов, но со своей стороны принимаем меры к тому, чтобы предложить нашим покупателям автомобили «Лада» в кредит на специальных условиях, близких к тем, что были в период действия государственной программы субсидирования, - заявили агентству «Автостат» в пресс-центре автогиганта.
У завода существует собственная программа Lada Finance, по ней предлагают в общей сложности более 20 кредитных программ с различными условиями. Процентные ставки по этим программам составляют от 8,5% до 23% годовых.
Руководитель самарского филиала «Балтинвестбанка» Артем Маслов считает, что к концу года ставки по автокредитам вновь могут начать снижаться. В конце прошлого - начале этого года на рынке наблюдался очередной небольшой кризис ликвидности у банков. Из-за проблем в Европе рынок западных заимствований для российских банков закрылся, и пришлось привлекать деньги у населения, увеличивая ставки по вкладам. Это не могло не сказаться на кредитах - чем дороже деньги банк покупает, тем дороже он их и продает.
- Сейчас происходит стабилизация на рынке, - говорит банкир. - Ставки по вкладам уже постепенно пошли вниз. В итоге через определенный промежуток времени это даст результат: ставки по кредитам также снизятся.
Aвтор: Николай Антошин