Минимальный штраф для водителей планируется увеличить, но при этом предоставить возможность водителю заплатить в два раза меньше. Правда, при условии, что штраф будет заплачен до вступления в силу постановления о нем.
На прошедшем в Госдуме заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения при думском Комитете по конституционному законодательству и госстроительству обсудили последние законодательные проекты. В частности, речь идет о законопроекте, который позволит нарушителям правил дорожного движения заплатить всего лишь половину штрафа, если это сделано в течение десяти дней с момента вынесения постановления.
По словам Главного госавтоинспектора России Виктора Нилова, сейчас собираемость штрафов составляет 67 процентов. Многие водители просто забывают о том, что за ними числится штраф. Очереди в Сберкассах тоже не настраивают на своевременную расплату с бюджетом.
Поэтому и депутаты, и представители ГИБДД всерьез задумались о том, как сделать своевременную оплату привлекательной. Решение лежало на поверхности. Тем более что соответствующий опыт есть в других странах, например, во Франции. Там, если человек заплатил в течение 15 дней после вынесения наказания, он оплачивает половину штрафа. В течение месяца - полную сумму. Дальше в двукратном размере. Депутаты предлагают ввести подобную систему и у нас: в течение десяти дней, которые даны на обжалование, водитель может добровольно заплатить половину суммы штрафа. После вступления в силу постановления - полную сумму. Срок на оплату после вступления в силу постановления - 30 дней. По прошествии этого времени судебные приставы, суд или даже инспекторы на дороге могут наложить дополнительное наказание - штраф в двойном размере.
По мнению представителей ГИБДД, это предложение может увеличить собираемость штрафов. Но для внедрения идеи в жизнь требуется помимо законодательного акта еще и четкое администрирование. По словам Нилова, сейчас как раз ГИБДД совместно с казначейством разрабатывает механизм такого администрирования, при котором все прохождение штрафов будет видно и гаишникам, и приставам, и банкам.
Еще одна новация, которая позволит увеличить собираемость штрафов - это повышение минимальных штрафов. Сейчас в КоАП минимальный штраф - 100 рублей. В то время как, по данным службы судебных приставов, взыскание любого штрафа стоит от 300 до 400 рублей. Поэтому судебные приставы и не спешат взыскивать мелочные штрафы. Это просто невыгодно. Депутаты предлагают увеличить минимальные штрафы до 300-500 рублей. Сразу оговоримся, эта новация касается только минимальных штрафов. Остальные одновременно с ними не возрастут.
Также депутаты предлагают избавить гаишников от оформления мелких аварий. Для этого существует рецепт. Он называется «Европротокол» - оформление аварии без вызова ГИБДД. Сейчас это возможно лишь в том случае, если в ДТП только двое участников, застрахованных по ОСАГО, они согласны с обстоятельствами происшествия, нет пострадавших, и сумма ущерба не превышает 25 тысяч. Однако желающих воспользоваться такой простой процедурой не много. И причин тому масса: во-первых, страшно. Ведь у человека после аварии остается на руках бумажка, на которой нет печати.
Во-вторых, не всегда есть согласие между участниками ДТП.
В-третьих, страшно на глазок подсчитывать ущерб. В Госдуме лежит законопроект, который предусматривает увеличение этой суммы - до 50 тысяч. Но вряд ли даже такое увеличение поспособствует привлекательности данной услуги. К тому же Европротоколу портят репутацию действия самих страховых компаний. Судите сами: в половине случаев они отказывают в выплате. Им тоже страшно иметь дело с бумажками, на которых нет печатей.
Законодатели предлагают вообще отказаться от лимита сумм выплат по Европротоколу. Только такой шаг сподвигнет автовладельцев воспользоваться простым оформлением аварии и быстро очистить проезжую часть. Однако для этого сначала требуется согласовать между собой ОСАГО и КАСКО. Последнее упрощенного оформления ДТП не предусматривает.
В соответствии с поручением Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, в ближайшее время необходимо провести эксперимент в регионах с применением этой системы. В качестве пилотных регионов выбраны Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Также желание поучаствовать в эксперименте высказали страховщики Перми.
Если эксперимент пройдет успешно, то у него высокие шансы стать законом, как бы страховщики не сопротивлялись этой идее.