Авто Когда вы сядете на малолитражку?

Когда вы сядете на малолитражку?

Случилось так, что пришлось мне возвращаться из соседнего города на чужой машине. На KIA Picanto. Это такая коробчонка А-класса с умильной внешностью и 1,2-литровым моторчиком. Сами понимаете, обгонять по трассе М-5 фуры на машине, которая едва длиннее «Матиза» – это в некотором роде нонсенс, но деваться некуда.

Kia из Челябинска пригнал наш редактор службы новостей Паша Бряков, и хотя он молодой и горячий, но высказался о Picanto весьма лестно. Типичный пример обманчивой внешности, говорит. Едет будь здоров и с комфортом порядок. Вот от Паши, честно – не ожидал.

Я сел за руль, и мы поехали. Едем, говорим. Цены на бензин растут. ...Зато дороги строятся. ...В Ливии опять неспокойно. ...То да се.

И вдруг я замечаю, что ощущение маленькой машины исчезло. Знаете, так бывает перед сном: лежишь в кровати и теряешь ощущение места. Я у себя дома или у родителей? Головой лег на север или на юг? И пока глаза не откроешь, рукой не пошаришь, не поймешь.

Так и здесь: Picanto мимикрировал под нормальную машину и везет, как большой. Салон у него душевный, уровень шумов некритичный, подвеска интеллигентная, динамика разгона вполне себе достаточная. И даже в плечах не тесно.

Ну о′кей, о′кей – отчасти сказался эффект «низкой базы»: мы не ожидали от машины многого, вот и восприняли ее без негатива. Но даже если повысить степень критичности, Picanto не рассыпается в труху.

К примеру, моторчик развивает 85 л. с. «Автомат» неновый, четырехступенчатый. Помнится, еще года четыре назад на KIA Cerato эта коробка нервировала меня эффектом выключателя: она то тащилась на высших передачах, то вдруг подключала пониженные, и машину несло, словно санки под откос (на новых KIA используется уже шестиступенчатый «автомат»).

Но Picanto легкий: снаряженная масса чуть больше, чем у «Оки» – 840 кг. Так что ему и 85 л. с., и четырех ступеней достаточно. Упрощенно говоря, силовой агрегат работает с некоторым «запасом прочности», поэтому коробке нет нужды лихорадить передачи, как в случае с более тяжелым Cerato.

Даже езда по трассе на «Пиканто» оказалась немногим сложнее, чем на большой машине. Да, он чувствителен к вихрям от встречных фур, но уж байки про то, что «машину сдувает в кювет» сильно преувеличены. А на обгонах выручает все та же малая масса. Я далек от мысли рекомендовать «Пиканто» для дальнобоя, но 300 км к дедушке в село он доедет играючи. Игривость – в его характере.

В городе я и вовсе почувствовал себя королем: Picanto, как прижавший уши терьер, понесся в правом ряду, просачиваясь в такие щели, куда долговязые конкуренты не мыслили забраться. В российском понимании это и есть нанотехнологии.

Недооцененный

Дело вовсе не в Picanto. Эта поездка заставила меня переосмыслить отношение к микролитражкам, к которым россияне в массе своей относятся надменно, считая уделом начинающих и неуверенных.

Но не рубите с плеча. А-класс – самый недооцененный в России. Я ездил на машинах длиной от 2,5 до 6 метров, и если вы спросите, какие доставляют наибольшее удовольствие от езды, то отвечу без запинки – именно малолитражки. Самый разные: от Skoda Fabia 1.2 до Smart Roadster.

И я не передергиваю. Взять похожий на сервант пятиметровый Honda Pilot: ехать на нем настолько просто, что, если бы я выбирал автомобиль для своей бабушки, остановился бы на чем-то подобном. Габариты не просто чувствуешь – ты их видишь. Подвеска не заметит бревна. Пропорции киоска делают «Пайлот» столь же заметным на дороге, как «пазик». И настолько же эффективно отпугивает любителей жаться поближе и подрезать. На обгонах рискуешь заснуть от скуки: только дал газу, фура уже кончилась. Тоска и никакого азарта. Даже при парковке эта туша на удивление покорна, тем более есть камера заднего вида и многозонный парктроник.

Те, кто выбирает такие машины, – не очень увлеченные водители. Перегоревшие водители. Они подсознательно ищут авто, вождение которого сожрет не больше калорий, чем поедание попкорна перед телевизором.

Малолитражка более требовательна к водителю, а за счет своей юркости оставляет больший выбор: юркнуть слева или втиснуться вправо? Припарковаться тут или там или вот здесь?

Маленькие машинки, как маленькие линзы, обостряют впечатление от езды. Скажем, по паспорту Skoda Fabia с двигателем 1,2 литра кажется залежалым кабачком: 0-100 км/час за 15 секунд, куда это годится? Но я не знаю более азартной машины за эти деньги, потому что «крутлявый» мотор и отличная коробка передач создают ощущение мотороллера. А уж если настроение окажется подходящее, хулиганское, Fabia 1.2 и вовсе становится социально опасной: метет по рядам, как ошпаренный кот.

Компактный значит...

Раньше было так: чем меньше машина, тем она проще и дешевле. Скажем, в 1985 году Ford Scorpio оснащались в стандарте антиблокировочной системой (АБС), а для Fiesta – шиш. Большие машины были комфортнее, быстрее и безопаснее.

Сегодня все изменилось, и по уровню оснащенности малолитражка практически не уступает «нормальным» машинам. Судите сами, топовый Kia Picanto щеголяет ABS, ESP, семью подушками безопасности, «автоматом», климат-контролем, датчиком дождя и света, всевозможными электроприводами и подогревами всех нужных мест, включая подогрев руля.

Салон Picanto очень хорош

Если раньше слово «компактный» означало «спартанский, дешевый, неудобный», то теперь компактный – это именно компактный. Остальное зависит от вашего кошелька, а такие вещи, как качество материалов и эргономика у многих малолитражек практически не уступают взрослым машинам.

Вместительность? У Picanto задние сиденья вовсе не такие тесные, как вы можете продумать, – спасибо почти вертикальной посадке. Багажник объемом 292 литра вроде бы маловат, но у моей машины багажник 400 литров, и 99% времени он не заполнен и на треть. Даже Smart ForTwo и Toyota iQ изнутри кажутся вполне нормальными машинами.

Багажник – почти 300 л. По меркам класса – отлично

Я плавно подвожу вас к мысли, что не стоит бояться А-класса. Само собой, если у вас большая семья или ваш рост превышает два метра, вам нужна большая кровать и полноразмерная машина. Я обращаюсь к тем, кто ездит преимущественно один или вдвоем, и машины А-класса игнорирует заочно, в силу стереотипов. Так вот, Chevrolet Spark, KIA Picanto, Peugeot 107, Smart хоть и выглядят несерьезно, за рулем да в городской тесноте иногда доставляют больше удовольствия, чем полноформатный мейнстрим. Но чтобы это оценить, нужно попробовать.

Что мешает хорошему танцору?

Но сколько бы я ни проповедовал малолитражки, статистика говорит не в их пользу. И виновата, конечно, власть. Вернее, не так: власть может сделать малолитражки популярными, но не делает.

Ведь основная проблема компактов – невыгодное соотношение цены к размерам. Топовый Picanto всем хорош, но стоит аж 590 тысяч. Нужно быть последовательным поклонником миниатюризации, чтобы предпочесть его более солидному Hyundai Solaris или базовому Ford Focus.

Почему малолитражки так дороги? Раз машина меньше, ниже металлоемкость, должны быть ниже и цена. В первом приближении это правило и соблюдается: Picanto легче Ford Focus на треть, и примерно настолько же дешевле в базовой комплектации (это правило работает лишь для машин близкого уровня техники).

Но как только мы начинаем оснащать нашего малыша допами, разница тает, ведь цена электростеклоподъемника или климат-контроля не так сильно зависит от размера машины. В итоге выходит, что разница в цене между А и С классом не превышает 10-20%, и «нормальные» россияне делают выбор в пользу более универсальных машин, пусть даже им эта универсальность ни к чему. Пусть будет про запас. Знакомая логика?

Skoda Citigo. Пример малолитражки, поставки которой в Россию под вопросом из-за пошлин и сборов

И вот тут правительство могло бы сказать веское слово. Маленькие машины можно рассматривать как социальный феномен, обезболивающее от гиперавтомобилизации. Компакты экономичнее, проворнее и требуют меньше парковочного пространства. Но чтобы ощутить эти прелести, малолитражки должны стать массовым явлением, а для этого нужен экономический стимул.

Так почему бы не отменить пошлины и утилизационные сборы на машины с объемом мотора менее 1,3 литра?!

Отмени их, и Picanto стоил бы в России от 230 тысяч, максимальные комплектации – порядка 450. И тогда те, кому в действительно не нужен избыточный литраж багажника, с чистой совестью пересели бы на компакты, сделав города чуть чище и просторнее.

Отчасти эти малолитражки увели бы клиентов у АВТОВАЗа, но не нужно драматизировать: счастливая семья из вазовской рекламы все равно бы поменяла электричку на «Калину», ведь им нужно возить рассаду, навоз и собаку. Малолитражки – это машины для людей новой формации, которые не ищут машину на все-все-все случаи жизни, включая падение метеорита. Если им нужно перевезти шкаф – они наймут «газель» за 300 рублей в час.

Зато и у АВТОВАЗа появился бы некий сдерживающий фактор, ведь «Гранта» за 400 тысяч – это тоже в некотором смысле нонсенс. Но сейчас этот нонсенс в своей безальтернативности чувствует себя прекрасно.

Однако пока действия правительства имеют обратный эффект: по словам главы Skoda в России Любомира Наймана, введенные с 1 сентября утилизационные сборы увеличили стоимость импорта малолитражек, что стало одной из причин возможного отказа от поставок в России модели А-класса Skoda Citigo.

А как вам Smart c ценником 640 тысяч?

Стереотипы и не только

Впрочем, даже экономический стимул сработал бы не сразу, потому что в народе велико предубеждение против маленьких машин. Их не любят и даже боятся. «Капсула смерти...».

Полагаю, отчасти эти стереотипы проистекают из личного опыта владения «Окой» или «Таврией» либо вообще создаются людьми, никогда на компактах не ездившими. «Уши промеж колен», «час позора и мы на даче...» и так далее.

Другое дело, что с имиджем у малолитражек действительно не очень. У них несолидные пропорции, подростковый дизайн, ярлык женских машин... Сложно, сложно отдать кровные за компактное авто.

Малолитражки не видят на дороге – это, к сожалению, тоже факт. Чем крупнее машина, тем меньше тебя подрезают и затирают. А на Picanto едешь, словно на скутере, который в зеркалах заднего вида других машин представляется дефектом поверхности. То прижмут, то посигналят: мол, откуда ты тут возник?

Не всегда малолитражки окупаются и по расходу топлива. То есть, конечно, они экономичнее, но разница не так велика, как хотелось бы. Допустим, в нашем тесте Skoda Fabia 1.2 (69 л. с.) выиграла у кроссовера Skoda Yeti 1.8 TSI (152 л. с.) в городском цикле лишь 1 л/100 км.

В этом и проблема: плюсы большой машины видно без лупы. Она вся такая весомая, солидная, престижная – твои инвестиции начинают работать с первого дня владения. А малолитражки – тонкая материя, прелести которой доступны не сразу. Поездишь, присидишься, привыкнешь и начнешь замечать: тут парковаться легче, там бензин экономится, здесь юркость помогает... И, глядишь, по мелочи оно и наберется.

Эх, стоил бы Picanto на 150 тысяч дешевле: я бы всерьез задумался, а так... А так «гольф-класс», который и не нужен в большинстве случаев, но пусть будет. Для солидности, так сказать.

Сравнение автомобилей разных классов стоимостью около 500 тысяч рублей

Фото: Фото автора и Ильи КОСТИКА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
55
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления