В ближайшее время в России может появиться знак, предупреждающий водителей об установке камер фото- и видеофиксации нарушений. В Самаре такие приборы размещены на крупнейших дорогах. Однако некоторые эксперты уверены, что установка знаков нисколько не облегчит жизнь водителям.
С началом реформы МВД в 2010 году произошло резкое сокращение штата полиции, в том числе, в ГИБДД. При этом, чтобы не снизилась эффективность работы Госавтоинспекции, на замену инспекторам призвали всевозможные технические нововведения.
В частности, широко стали применять многофункциональные камеры видео- и фотофиксации нарушений ПДД. Например, в Самарской области их установили на самых загруженных магистралях губернской столицы и Тольятти. Многофункциональные приборы практически сразу же зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. «На участках, на которых установлены такие комплексы, наблюдается снижение количества ДТП от 30% до 50%», – констатирует начальник УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов.
С ним соглашается начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений Алексей Платов: «Качество предоставляемых материалов отличное. Детализации, в том числе при съемке ночью, иногда позавидует профессиональный фотограф». Среди достоинств комплексов он также отметил возможность их перемещения и установки на различных участках, когда водители уже «привыкнут» к местам, где расположены камеры.
Однако это важное свойство аппаратов видеофиксации в скором времени может быть сведено к нулю. Министерство внутренних дел подготовило проект постановления правительства РФ, которое предусматривает введение нового знака дополнительной информации (таблички) «Фотовидеофиксация», а также соответствующей дорожной разметки. Они будут информировать водителей о том, что в зоне действия дорожного знака на данном участке дороги осуществляется фиксация административных правонарушений работающими в автоматическом режиме техническими средствами, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
При этом дорожная разметка сможет применяться как для дублирования дорожного знака, так и самостоятельно: в случаях, когда особые правила движения обусловлены категорией дороги или ее местоположением.
В пояснительной записке авторы проекта сообщают, что применение подобных знаков в других государствах оказывает на водителей значительный профилактический эффект.
Осенью прошедшего года группа инициативных граждан в Москве уже самостоятельно развешивала похожие знаки на самых оживленных улицах. Тогда они объяснили это тем, что отсутствие предупреждающих знаков часто приводит к ДТП – водитель, заметив камеру начинает резко тормозить, что может привести к аварийной ситуации на дороге.
И вот теперь за это дело взялись сами правоохранительные органы.
Однако некоторые эксперты уверены, что меры, предусмотренные в проекте постановления Министерства внутренних дел, носят половинчатый характер и не облегчат жизнь водителям. «Знаки, безусловно, нужны. Но кроме этого нужна еще и дисциплина в их установке. Стационарные камеры знают все, поэтому знаки перед ними не очень актуальны. Но когда гаишники устанавливают камеры на треногах, это похоже на «ловлю из кустов». Поэтому их необходимо обязать при выставлении таких нестационарных камер выставлять и соответствующие знаки», – предлагает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«Не понимаю, зачем это делают. Если их развесят везде перед камерами, какой же в них самих тогда смысл? Это дискредитирует саму идею камер. Они могут скрытно следить за нарушениями правил: камеру ведь не видно издалека как гаишника в салатовом жилете. Ну ладно, спасибо, что предупредили: мне же легче теперь будет», – считает самарский 32-летний водитель Геннадий Сергеев.
Вид самих знаков еще не выбрали. В марте 2012 года руководство ГИБДД на сайте ведомства предложило водителям проголосовать за один из 13 предложенных эскизов. Победил вариант №5 (изображен на заглавном фото к материалу. – Прим. Doroga63.ru). Однако окончательное решение в МВД до сих пор не приняли.
Фото: Фото с сайта Drive.ru