Весна. Жители города повально идут учиться в автошколы. На дорогах нет льда, вечера длинные, а значит, заниматься можно и после работы. Однако перед выбором автошколы стоит крепко задуматься: куда же все-таки пойти учиться? Ведь от учебного заведения зависит не только изящество при парковке, но и здоровье и жизнь будущего водителя. К тому же когда в кармане есть заветная «корочка», можно даже сменить место работы. Например, скинуть офисный костюм и отправиться спасать жизни на скорую помощь или в пожарную охрану. Или, например, почувствовать хоть и опасную, но все-таки романтику работы таксистом. В этом случае будущий водитель подвергает риску не только свою, но и чужие жизни.
Для того, чтобы курсант мог определиться с тем, где учиться безопаснее, ГИБДД Самарской области ежегодно составляет рейтинг автошкол в разрезе аварийности. Почти все опрошенные нами эксперты признают, что на позицию автошколы в рейтинге обратить внимание стоит, но абсолютным показателем она не является.
«Нужно учитывать, что на сегодняшний день рейтинг составляется по количеству ДТП с участием молодых водителей (стаж управления менее трех лет). Приведем пример: за 2012 год мы подготовили примерно две тысячи кандидатов в водители. Из них четыре человека стали участниками ДТП. Другая автошкола подготовила четыреста пятьдесят кандидатов, и ДТП с их участием зафиксировано не было, в результате чего они заняли верхнюю строку рейтинга,а мы оказались строками ниже. Все-таки нужно акцентировать внимание на количестве выпустившихся курсантов в год и на процент сдавших экзамен в ГАИ», – уверен директор автошколы «Самарский Областной Автомотоклуб» Дмитрий Винтаев.
С ним согласен и директор «Учебно-сервисного центра» Владимир Маслов. «Этот рейтинг составляется по количеству ДТП. Воспользоваться им, конечно, можно, но есть риск. Автошколы, которые работают совсем недавно, выпускают мало людей, которые попадают в небольшое количество ДТП и потому занимают высокие места в рейтинге. При этом в таких школах зачастую нет опытных кадров и развитой инфраструктуры», – уверен Владимир Маслов.
А руководитель самарского регионального отделения всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин, напротив, считает, что объективность отдельных показателей рейтинга невысока. «В таблице не указано, кто был виновником аварии с молодым водителем, какие были погодные условия, состояние дорожного покрытия, техническое состояние автомобиля, психологическое состояние участников, организация дорожного движения на данном участке дороги или внешнее воздействие. Наконец, какая экспертная организация устанавливала причинно-следственную связь между возможными огрехами в учебном процессе автошколы и причинами, приведшими к этому ДТП».
Сотрудники ГИБДД Самары в свою очередь дают следующие советы, на что еще стоит обратить внимание при выборе автошколы:
• документы, которые выдает автошкола. По окончании легального обучения допущенная к этому виду деятельности автошкола должна выдавать свидетельство об окончании курсов, а также водительскую карточку с фотографией и паспортными данными. Если вам говорят о «международном сертификате» – вы, скорее всего, имеете дело с полулегальными курсами, готовящими будущих водителей к сдаче экзаменов в ГИБДД экстерном. С такими лучше не связываться – как минимум, никаких знаний и навыков вы там, скорее всего, не получите;
• люди (специалисты). Попробуйте пообщаться (задать несколько вопросов) непосредственно преподавателю автошколы и инструкторам. В результате вы быстро, как минимум, поймете – возможен ли хороший психологический контакт с этими людьми или нет. Без психологического контакта никакое обучение неэффективно. Пообщайтесь также с курсантами автошколы – попробуйте выяснить, довольны ли они процессом обучения;
• численность учебных групп. Научить чему-либо группу, численностью более 20 человек, практически невозможно – так говорят педагоги. Поэтому узнайте заблаговременно, сколько слушателей набирают в группу в данной автошколе. Ну, и убедитесь в том, что площадь учебных аудиторий соответствует этой численности;
• учебная программа. В нормальной автошколе учат многому. Знание принципов работы основных узлов и агрегатов однозначно поможет правильно эксплуатировать автомобиль и сэкономит немало денег в будущем на ненужные поездки в автосервис. Правила же оказания первой помощи, а вернее их знание, могут в будущем спасти чью-то жизнь или, во всяком случае, существенно облегчить последствия травмы;
• количество практических занятий с инструктором. Что бы вам не говорили, но минимальный объем практического курса вождения для человека, изначально не имеющего навыков вождения, должен составлять 35-40 часов. Если в базовом наборе курса обучения их меньше – уточните, какова стоимость каждого часа занятий с инструктором сверх установленной нормы и смело добавляйте к общей сумме затрат на обучение недостающие часы.
Какие же еще показатели важны при выборе автошколы? Во-первых, стоит обратить внимание на наличие у образовательного учреждения лицензии. «Перед принятием окончательного решения о выборе автошколы ее нужно обязательно посетить. Причем лучше всего это сделать тогда, когда идет процесс обучения. Если никаких проблем с документами нет, в нормальной автошколе обычно не ждут, пока потенциальный клиент попросит показать лицензию – ее копию вывешивают в доступном для посетителей помещении на видном месте. Если данные в лицензии совпадают с вывеской и адресом, куда вы пришли, – первый тест пройден и можно продолжать осмотр», – считает руководитель отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД по Самаре Оксана Кузнецова. Немаловажным является и оснащенность школы. «Не поленитесь заглянуть в учебные классы – уже по обстановке, площади и оснащению обычно сразу понятно – можно там получить какие-либо знания или нет. Суперсовременные автотренажеры и компьютеры необязательны, но как минимум методическая литература и наглядные пособия должны присутствовать», – рассказывает Оксана Кузнецова.
А вот близость к дому определяющим фактором не считает никто. Хотя развитая филиальная сеть, несомненно, идет в плюс автошколе. «Близко – тоже не всегда хорошо! Многие люди выбирают автошколу, расположенную недалеко от дома или работы, и сталкиваются с огромным количеством проблем. Поэтому важно не забывать о параметрах автошколы,о которых говорилось ранее, и делать свой выбор осознанно. У нас 14 филиалов по городу и области. Каждый курсант имеет возможность заниматься там, где ему удобно. Даже если вы пропустили некоторое количество теоретических занятий по какой-либо причине, вы сможете восполнить пробелы индивидуально с преподавателем либо с другой группой в любом районе города», – считает Дмитрий Винтаев. С ним согласен и начальник отдела развития негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Самарский областной учебный комбинат» Валерий Сынтин. «Поиск автошколы, ближайшей к дому, напоминает анекдот, в котором нетрезвый мужчина ночью ползает вокруг фонаря и ищет потерянные ключи от квартиры. Когда его спрашивают, где он их потерял, он отвечает, что возле забора. Почему же ищет здесь? Здесь светлее, говорит. Выражаясь менее фигурально, экономя деньги и время на дорогу при выборе автошколы возле дома или работы, можно промахнуться и «попасть» на другие затраты. Поэтому удобство расположения автошколы к дому это не главный критерий при выборе. Правильнее выбрать лучшую автошколу, пусть даже она находится не в шаговой доступности», – уверен Валерий Сынтин.
Немаловажным фактором является и график работы автошколы. Далеко не каждый начальник войдет в положение будущего водителя и отпустит его поучиться в рабочее время. «График работы автошколы имеет огромное значение! При выборе автошколы каждый человек отталкивается от своего графика работы либо учебы. Лично у нас проводится обучение по индивидуальному графику в удобные дни недели (включая выходные) и в удобное время (включая вечернее)», – считает руководитель «Автомотоклуба». По мнению экспертов, обучение не в дневное время суток мало влияет на безопасность вождения курсанта. «Разницы в принципе нет, ночью почти никто не учит. Днем многие курсанты обучаться не могут и приходят после работы. Но в этом случае лучше учиться в мае-июле, пока длинный световой день и есть возможность обучаться при солнечном свете», – считает Владимир Маслов.
А вот сезонность обучения все-таки имеет значение. «Среди неопытных водителей существует общее мнение на счет выбора времени года. Предпочтение они отдают летнему периоду, но подобное на самом же деле от действительности далеко. Летом ученики не смогут отработать при обучении многие приемы, например стабилизацию автомобиля, что может потребоваться при скольжении, выносе, заносе. Также ученики не смогут освоить действия, которые должны производиться водителем при езде по скользкой дороге. Подобные факты, конечно, не повлияют на получение в ГИБДД водительского удостоверения. Но если вдруг, по стечению обстоятельств, ваш экзамен придется на дождливую и пасмурную погоду, возможно успешная сдача примет проблематичный характер», – считают в городской автоинспекции.
А вот на каком автомобиле обучаться значения особого не имеет. «Не имеет значение машина, на которой обучаешься. Навык один и тот же, переключение передач и управление автомобилем с помощью педалей. Разница есть между «механикой» и «автоматом». Считаю, что когда начнут принимать экзамены раздельно, то смысл будет еще до обучения выбрать тип коробки передач. Если всю жизнь планируешь ездить на «автомате», зачем тратить время и нервы на обучение езде на «ручке», – уверен руководитель «Учебно-сервисного центра».
«Огромной разницы, на какой машине ездить, при обучении вождению нет. Самое главное, чтобы автомобиль был технически исправен. Переднеприводная, заднеприводная или полноприводная машина – это дело вкуса. Мы же в свою очередь, обладаем огромным автопарком, поэтому мы имеем возможность учитывать пожелания наших курсантов», – рассказал Дмитрий Винтаев.
Олег Мартин, руководитель самарского регионального отделения всероссийского общества автомобилистов:
«Автошкола готовит курсантов хорошо и качественно, и эти курсанты в будущем становятся лучшими рекламными агентами для этой автошколы. И наоборот, если курсантам в автошколе не понравилось, они остались недовольными результатами обучения. Долгие годы на вопрос «Куда пойти учиться на права?» они будут распространять негативную информацию о плохом, на их взгляд, учебном заведении. И «лучшей» антирекламы не придумать. Предусмотрена ли была в программе обучения и была ли у автошколы возможность отработать данную ситуацию на практике? Не зря говорят – опыт дело наживное. Почти 100% выпускников получают допуск на дороги. Кто с первого раза, кто-то – нет. На первых порах самостоятельного вождения необходимо законное ограничение их возможностей – ограничение скоростного режима, перевозки пассажиров, движение по автомагистрали, движение в ночное время и т.д. Подобные меры применялись ранее в ПДД и применяются сейчас в других странах. Набравшись дополнительного практического опыта, водитель получает «полные» права. Для молодых водителей это было бы актуально, на мой взгляд, и безопасно для других участников дорожного движения».
Валерий Сынтин, начальник отдела развития негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Самарского Областного Учебного Комбината»:
Если пойти простым путем в выборе автошколы, нужно сделать так:
Обратиться к знакомым, которые недавно обучились в автошколе, они-то лучше всего объяснят все подводные камни в процессе обучения. Может, будут рекомендовать ту автошколу, в которой они обучались, а может, и наоборот.
Почитать отзывы в Интернете с различных ресурсов – сайт организации, группа в социальной сети, независимые форумы автошкол, пообщаться через сайт с сотрудниками, а на форуме или в соцсети задать вопросы реальным курсантам автошкол.
Выбрать, как вам кажется, подходящие варианты и посетить эти автошколы. Методом сравнения выбрать ту, которая понравится.
Спросить разрешения присутствовать на уроке теории (в нашей организации это не запрещается), чтобы понять качество преподнесения материала. Многие автошколы занимаются не по программе, а исключительно «натаскивают» по экзаменационным билетам. Такой подход недопустим. Преподаватель должен заинтересовать аудиторию, а не просто читать свод законов из методических пособий.
Посмотрите на состояние классов и автопарка – приятнее обучаться на новом автомобиле.
Не гонитесь за дешевизной: как говорится, скупой и ленивый платит дважды. Если себестоимость обучения в автошколе г. Самары составляет в среднем 17 000 рублей, ну не может автошкола работать и быть не рентабельной. Если вам предлагают дешевые курсы, то они и по сути «дешевые», значит, какие-то затраты всплывут позднее – например доплата за бензин, доплата за экзамен, за дополнительные услуги, автодром, страховка и много что можно придумать. Может быть вам даже не дадут часы вождения в полном объеме (50 уроков по программе).
Фото: Фото с сайта Sarreg.ru