Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, повышающий транспортный налог на автомобили дороже трех миллионов рублей. Изначально планировалось введение только двух множителей – двукратного и трехкратного, но в процессе рассмотрения были внесены изменения. Так, на роскошные машины, стоимость которых превышает три миллиона рублей, введены шесть повышающих коэффициентов транспортного налога. А вот какой именно коэффициент будет применен к вашей шикарной тачке, зависит не только от ее стоимости, но и от возраста.
Шесть повышающих коэффициентов транспортного налога
Закон вступит в силу с 1 января 2014 года. Расчет средней стоимости легковых автомобилей будет производиться Минпромторгом, а перечень машин, владельцев которых обяжут платить повышенный транспортный налог, ежегодно будет публиковаться на официальном сайте ведомства не позднее 1 марта. Автомобильный налог в России зависит от мощности двигателя автомобиля, при этом ставки могут быть увеличены или снижены в любом субъекте Российской Федерации, но не более, чем в 10 раз. Таким образом, за один и тот же автомобиль москвич и челябинец будут выплачивать разные суммы. Однако если они оба рассекают по улицам на пятимиллионных шикарных машинах, в следующем году им придется заплатить вдвойне. А теперь, что касается покупки авто с рук. Допустим, вы купили новый автомобиль стоимостью свыше пяти миллионов рублей. В этом случае повышенный налог на него вы будете выплачивать в течение следующих пяти лет. Если же на четвертом году эксплуатации вы продаете машину, то обязанность уплаты повышенного налога перейдет к новому владельцу, с тем лишь отличием, что он будет обязан уплатить его за год, в который совершена покупка, а также за еще один год до истечения пятилетнего срока.
Правозащитник Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин к данным изменениям в Налоговый кодекс отнесся скептически, назвав подобные действия популистскими.
«На мой взгляд, бюджету это реальных доходов не принесет просто потому, что не так уж много этаких машин, да и владельцы их наверняка смогут довольно легко обойти этот закон, – говорит Виктор Похмелкин. – Складывается впечатление, что правительство по каким-то причинам не хочет принимать серьезные меры по ограничению власть имущих и представителей крупного бизнеса, а вместо этого отделывается показательными полумерами, чтобы успокоить общество».
Также правозащитник отметил, что и на автомобильном рынке это сказаться не сможет. По его словам, вероятнее всего, производители смогут легко обойти повышение транспортного налога, продавая практически «голые» автомобили, стоимость которых будет ниже планки «роскошества». Все дополнительное оснащение и оборудование можно будет попросту оплатить отдельно, не закладывая их сразу же в стоимость авто.
На вопрос, как это может сказаться на компаниях, занимающихся сдачей в аренду транспорта, в том числе и люксовых машин, нам ответил генеральный директор ООО «Проф-тон» Василий Панихин.
«Что касается цен на наши услуги, то на них повышение транспортного налога никак не скажется, – заверяет Василий. – Лично от себя добавлю, что считаю эти изменения не совсем справедливыми. То, что у человека появилась возможность купить авто, допустим, чуть дороже трех миллионов, не значит, что он ведет роскошный образ жизни, имеет во владении яхту и огромную жилую площадь. Почему же он тогда должен платить налог на роскошь?» А по мнению Виктора Похмелкина, транспортный налог вообще стоило бы включить в цену на топливо, так как это поможет реализовать справедливый принцип: кто больше ездит, тот больше платит, да и социальный фактор будет в некотором смысле учтен, ведь более дорогие и мощные автомобили, как правило, расходуют больше топлива. «Еще один плюс включения налога в стоимость топлива – это упрощение сбора, – поясняет правозащитник. – Одно дело взимать сумму с 40 тысяч автозаправок, и совсем другое – с 40 миллионов автовладельцев. На данный момент, по нашим подсчетам, реальная собираемость транспортного налога не превышает 50%».