Продолжаем тему, затронутую в материале «Правовой ответ гололеду»
Еду я по выбоине из выбоины не выеду я.
Детская скороговорка
Если автомобиль получил повреждения из-за плохого состояния дороги, следует оставаться на месте, поискать свидетелей, сфотографировать или заснять на видео обстановку и вызвать ГИБДД, которое зафиксирует факт ДТП. В протоколе помимо тщательно переписанных повреждений автомобиля должна быть запись, что они стали следствием плохого состояния проезжей части. На схеме ДТП, кроме обозначения самих дефектов дорожного покрытия, должны быть указаны и их размеры. Иначе впоследствии невозможно будет установить причинно-следственную связь между состоянием дороги и ДТП.
Если речь идет о таком явлении как гололед, то на схеме необходимо зафиксировать его наличие на проезжей части, а также точное время ДТП, чтобы впоследствии была возможность проверить выполнение организацией, которая отвечает за содержание дороги, нормативов по ликвидации зимней скользкости. Если помимо гололеда на дороге имела места и ледяная колея, то на схеме фиксируются и ее параметры.
Свое отражение на схеме или в материалах дела должны найти факты наличия или отсутствия дорожных знаков.
При аварии из-за плохого состояния дороги в осмотре места происшествия должны участвовать работники организации, эксплуатирующей дорогу, или такой осмотр должен быть проведен в течение суток. При этом составляется «Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП». Водитель должен настаивать на выполнении требований этого пункта. Попутно устанавливается название и адрес организации. Если акт составлен без привлечения работников эксплуатирующей дорогу конторы, то установить ее название и адрес проще всего все в том же ГАИ – в службе ДИиОД – Дорожной инспекции и организации движения.
При оформлении дела крайне желательно подать ходатайство о привлечении организации, отвечающей за эксплуатацию данного участка дороги, к административной ответственности по ст.12.34 КоАП за «несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог».
Для возмещения ущерба вначале следует обратиться в независимое бюро по оценке ущерба и получить заключение о стоимости ремонта. С документов из ГИБДД и бюро снимаются копии, к ним прикладывается досудебная претензия о возмещении ущерба, которая подается в приемную организации, отвечающей за этот участок дороги. На вашей копии претензии ставится входящий номер. Если вас пригласят к руководителю, то какие бы слова он ни говорил, заостряйте внимание на письменном ответе или выплате денег. Не давайте возможности затянуть дело. По получении отрицательного ответа – в суд.
В большинстве случаев собственник дороги – муниципалитет или администрация субъекта РФ. Если при рассмотрении иска в суде будет установлено, что на данный участок дороги было выделено недостаточно средств, то собственника дороги следует привлечь в качестве соответчика, так как, согласно ст.1068 ГК, он должен возместить вред, наступивший в результате его бездействия.
Вред в результате бездействия имеет место со стороны местных властей, если дорога оказалась «ничейной». В этом случае сначала через суд бездействие признается незаконным, с одновременным вынесением решения о постановке дороги на соответствующий баланс, а уж затем с нового собственника взыскивается ущерб, нанесенный в результате его бездействия.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.