В областной столице начинается война с бесхозными автомобилями. Глава Самары Дмитрий Азаров подписал положение, которое будет регулировать выявление, транспортировку, хранение и утилизацию бесхозных машин.
Ранее самарцы неоднократно жаловались на брошенные машины. Хозяин авто, которое уже нельзя продать, предпочитает оставить его «до лучших времен» у себя во дворе. В результате останки машины занимают парковочное место, газон или тротуар, становятся жилищем для бездомных псов и в целом портят эстетическое впечатление от города. К тому же, брошенная машина может стать источником... террористической угрозы.
Впрочем, «жертвами» принятого положения могут стать так называемые «подснежники» – водители, которые по каким-то причинам не хотят ездить зимой. Многие из них оставляют свои машины во дворах и ждут весны. За холодное время года «добрые» соседи вполне могут написать жалобу в администрацию района и заявить, что авто «подснежника» – бесхозное. Чтобы не увезти «хозяйский» автомобиль, который всего лишь зимует во дворе, документ предусматривает достаточно длинную цепочку оформления.
Информацию о том, что машина никому не принадлежит, подает в городской департамент транспорта администрация каждого района Самары. Туда с заявлением может обратиться любой житель областной столицы. Можно поступить проще – написать заявление в «Твиттер» глав администраций. Обещают, что скоро сообщать о бесхозных машинах можно будет через муниципальный геопортал и соответствующие приложения для смартфонов.
Для того, чтобы авто признали заброшенным, нужно, чтобы оно находилось в разукомплектованном состоянии или являлось местом свалки мусора. В течение трех дней после поступления такого обращения, администрация района обязана отправить своих сотрудников, чтобы оценить «заброшенность» машины и провести ее «фотосессию». При этом составляется акт осмотра транспортного средства. Еще десять дней у администрации уходят на то, чтобы попытаться узнать имя собственника авто и адрес его проживания. Для этого посылаются запросы в полицию и ГИБДД. Если нерадивого хозяина находят, то ему направляют требование в течении трех дней самостоятельно утилизировать машину, если ездить на ней невозможно. Если же транспорт на ходу, то владелец обязан или перепарковать его, или попросту продать. Если он это не сделает, то машина отправится на спецстоянку. То же самое произойдет и в случае, если хозяин не найдется. Через три месяца нахождения на штрафстоянке автомобиль оформят в собственность города, после чего он или будет утилизирован, или попросту продан третьим лицам.
Поставленный на спецстоянку, но еще не оформленный в собственность города автомобиль можно вернуть, обратившись в администрацию и предъявив доказательства того, что машина принадлежит именно вам. Но в этом случае придется возместить убытки за транспортировку и хранение машины.
«В Самаре сейчас примерно 1,5-2 тысячи бесхозных машин. И если в масштабах города это небольшая проблема, то в масштабах одного двора эти транспортные средства могут существенно осложнить ситуацию и вызывать недовольство жителей. Ведь если такие машины убирают, то освобождаются парковочные места, появляется пространство для газонов», – рассказывает о достоинствах постановления один из его авторов, председатель правления центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов.
Известный самарский блогер Игорь Ермоленко минувшим летом активно занимался «продажей» брошенных машин на своей странице. В ироничной манере он предлагал самарцам забесплатно забрать бесхозные авто, стоящие на тротуарах. «Безусловно, нужно и важно решать эту проблему. Когда я поднимал этот вопрос, меня в первую очередь волновали вопросы безопасности, потому что такие машины стояли около учебных заведений и жилых домов – мало ли кто захочет их поджечь или взорвать. Замечательно, что власть озаботилась на нормативном уровне, но практических изменений я пока не заметил. Есть ряд автомобилей, которые стоят уже больше полугода. В администрации говорят, что ищут собственника. Не уверен, что новый закон сможет полностью решить эту проблему», – считает блогер. По его мнению, пока установлением собственника занимается полиция и ГИБДД, ситуация вряд ли существенно улучшится.