САМАРА24 - Надежда Симакова, 4 июня. Производство Lada Vesta может быть перенесено на ИжАвто, так как АвтоВАЗ планирует на несколько продлить выпуск Priora, которую должна была заменить новая модель, сообщают в среду Ведомости со ссылкой на сотрудника группы и топ-менеджера ее поставщика.
Производство начнется в сентябре следующего года. До конца 2015 г. планируется выпустить как минимум 5 тыс штук, рассказал один из собеседников издания. данными о том, сколько будет выпускаться экземпляров, он не располагает. Предполагаемая цена Vesta — 350-400 тыс руб. АвтоВАЗ позиционирует Vesta как замену Lada Priora (от 364 700 руб.), выпуск которой должен завершиться в первой половине 2016 года.
Выпускать новинку предполагалось на ветке конвейера, где производится Priora. Но из-за падения доходов и сокращения автомобильного рынка АвтоВАЗ решил не тратиться на подготовку к выпуску новинки в Тольятти, а производить ее в Ижевске, где создаются универсальные линии (для выпуска Lada, Renault и Nissan с разными платформами) в рамках модернизации автозавода стоимостью 15 млрд рублей до 2017 года, пояснил один из источников. Сколько компания сэкономит и изменилась ли при этом стоимость инвестпрограммы АвтоВАЗа (около 180 млрд рублей до 2020 года, треть — за счет кредитов ВЭБа. — ред.), он не уточнил. Напомним, в 2013 году чистый убыток АвтоВАЗа по МСФО составил 7,9 млрд рублей против прибыли в 29,2 млрд годом ранее.
Это решение, по данным сотрудника группы, породило новую проблему — что делать с линией в Тольятти после прекращения выпуска Priora. По его словам, президент АвтоВАЗа Бу Андерссон дал указание подумать о продлении жизни Priora еще примерно на три года.
По мнению поставщика, это было бы логично, так как проведя рестайлинг модели, компания поддержит загрузку мощностей, а также продажи — ведь это по-прежнему одна из самых популярных моделей в России. По данным АЕБ, в январе — апреле продажи Priora снизились на 15% до 21 495 шт. (8-е место). На столько же сократились продажи всех автомобилей Lada (до 128 633 шт.), рынок уменьшился на 4% до 829 046 шт.
Топ-менеджер дилера АвтоВАЗа, напротив, считает, что заводу лучше отказаться от выпуска Priora.
По данным «Автостата», B-сегмент — второй по популярности в России (после SUV). В январе — марте продажи таких автомобилей снизились на 10,2% до 174,28 тыс штук, доля сегмента сократилась на 2,8 п. п. до 30,5%. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов тоже советует отказаться от выпуска Priora после начала выпуска Vesta.
Освободившиеся мощности на линии в Тольятти «АвтоВАЗ» может отдать под выпуск автомобилей альянса Renault-Nissan, который мог бы профинансировать модернизацию, рассуждает Удалов. Но стратегически лучше создать универсальную линию, чтобы выпускать разные бренды, иначе для Lada в Тольятти мало что останется, считает Удалов. Альянс рассматривал возможность совместного инвестирования в модернизацию еще одной линии «АвтоВАЗа», как было при создании линии B0 (выпускает Lada Largus, Nissan Almera, новый Renault Logan). Этот план сохраняется, сказал представитель альянса.
Напомним, в ближайшее время на АвтоВАЗе ожидается волна сокращений, по итогам которая затронет более 8 тысяч человек, в основном обычных рабочих. Ожидается, что массовые увольнения могут начаться на заводе уже во втором полугодии. В качестве причина сокращений называется необходимость снижения объемов производства.