Ограничить максимальную скорость, запретить перевозить пассажиров на мотоциклах и еще несколько ограничений предложено ввести для новичков за рулем. По мнению ГИБДД, такие меры позволят снизить аварийность на дорогах, так как по вине неопытных водителей в 2014 году произошло почти 40 тысяч ДТП, и это число только продолжает увеличиваться. К чему готовиться курсантам самарских автошкол, читайте в материале Auto.63.ru.
Как было раньше
Идея ограничить возможности начинающим водителям не нова. Подобная практика была распространена в СССР. Советские новички не имели права передвигаться быстрее чем 70 км/ч по любым категориям дорог. Не могли перевозить в автомобиле более одного пассажира. А самое главное – не имели права управлять автомобилем ночью. И все это – в условиях, когда не существовало такого понятия как пробки, возможности самих автомобилей также были ограниченными, а пешеходы еще хоть как-то соблюдали правила.
Современная молодежь зачастую имеет возможность в виде первого автомобиля купить спортивный болид. Да и обычные малолитражки совсем не чета советским Москвичам, Запорожцам и Волгам – не имея достаточных навыков попасть в ДТП в первый же день не составит никакого труда, несмотря на множество электронных помощников.
Однако все ограничения, которые введены для новичков сегодня, это рекомендация иметь наклейку на лобовом стекле. По мнению авторов ПДД, это позволяет другим водителям быть особенно внимательным к действиям такого водителя. Кстати, за отсутствие такой наклейки наказания не предусмотрено.
Как у них?
США. На родине демократии и толерантности водительское удостоверение можно получить в 15 лет. Правда действовать оно будет только на определенном маршруте. То есть в школу или колледж ездить на папином «Мустанге» – пожалуйста, но в другой город уже не уехать. Также в США принята система поэтапного получения полноценного водительского удостоверения. Для начала водителю запретят пользоваться за рулем любыми мобильными гаджетами, перевозить пассажиров моложе 20 лет и без сопровождения взрослых управлять автомобилем ночью. После определенного срока без нарушений ограничения будут сниматься. Безусловно алкоголь в крови подростка не допускается вообще.
Таким нехитрым образом, в одной только Калифорнии, удалось добиться снижения аварийности на 30%.
Европа. Автомобиль с двигателем от 150 л.с. скоро станет привилегией только опытных водителей. Новичкам предлагается совершенствовать свои навыки на малолитражках и также только днем. Во всем остальном – точная копия американской практики.
Есть ли смысл?
«Я занимаюсь «дообучением» курсантов после автошкол, – рассказал инструктор контраварийного вождения Андрей Тарасов. – И почти во всех случаях вижу со стороны новоиспеченных водителей – полное непонимание тех процессов, которые могут привести к аварии или потере управления. В автошколах чаще всего учат не как водить автомобиль, а как успешно сдать экзамен. Поэтому ограничение вводить нужно, но основной упор сделать именно на качественном образовании».
По словам Тарасова, в Норвегии, во время экзамена, инспектор оценивает не только навыки включения поворотника и умение пользоваться сцеплением, но и следит за движениями глаз водителя. Оценивается насколько водитель часто смотрит в зеркала, как умеет оценивать ситуацию на дороге и прочие параметры. Сам экзамен продолжается почти час, в течении которого водитель должен продемонстрировать вождение в условиях города, пробок, трассы и умение парковаться не среди конусов, а на обычных городских парковках.
«Проект закона необходимо будет очень тщательно проработать, – считает правозащитник Константин Калинин. – Иначе возникает сразу ряд вопросов. Как новичка будет распознавать инспектор – с помощью наклейки на лобовом стекле? А если автомобилем пользуются несколько водителей? Тоже самое касается и камер фиксации. Если за руль автомобиля с наклейками сядет опытный водитель, то он автоматически будет оштрафован с помощью таких камер, а со стороны инспекторов к нему обеспечено повышенное внимание».
Мнение против
На многочисленных форумах, где идею ГИБДД в последнее время очень активно обсуждают, без ответа остается еще ряд вопросов. К примеру, как быть с теми, кто права получил давно, но реального опыта вождения не было? Получается, что формально такие водители считаются опытными и им разрешено все. Понятно, что ни о какой безопасности не может идти речи, когда опыт водителя считается исключительно по дате выдачи прав. В то же самое время многие водители с первого дня очень активно передвигаются за рулем и уже через несколько месяцев способны адекватно оценивать все риски и успешно избегают большинства непростых дорожных ситуаций.
Альтернативой ограничения прав новичкам предлагается идея ограничивать в правах тех, кто уже допустил ДТП или имеет множество штрафов. Превысил скорость на 60 км\ч – изволь следующий год ездить исключительно в рамках знаков, иначе – двукратный штраф или приостановления действия водительского удостоверения. Поблажки в виде бесплатных 20 км\ч, за которые не полагается штраф, для таких водителей также нужно отменить. Допустил ДТП в первый месяц после получения прав – штраф автошколе и максимальные ограничения самому водителю. Купил Porshe в день экзамена – плати вместе с ОСАГО и транспортным налогом еще и дополнительные деньги за повышенный риск окружающим. Впрочем новые тарифы ОСАГО на новичков и так действуют отрезвляюще.
Необходимость реформирования как системы обучения, так и ПДД – назрела давно. Задача правительства заключается сегодня в том, чтобы защитить водителей от них самих же. Хочется только, чтобы к этому вопросу подошли с творчеством и максимально аккуратно, а не просто приняли очередные ограничения и бездумные запреты.