Цена новых автомобилей устремилась к новым высотам и рискует достигнуть Марса раньше человечества. А значит, всё больше людей смотрит в сторону подержанных машин. Мы сравнили предложения первичного и вторичного рынка для трех ценовых отметок, чтобы вам было проще ориентироваться в современном рынке автомобилей.
При анализе мы использовали данные сервиса Auto.ru. Специалисты сайта предоставили нам усредненные данные о цене популярных моделей в зависимости от года выпуска. Разумеется, стоимость колеблется в широких пределах в зависимости от состояния автомобиля и комплектации, поэтому приведенные данные носят ознакомительный характер.
Цены на вторичном рынке, увы, подтянулись за первичным. Например, во второй половине 2016 года на рынок вышел кроссовер Hyundai Creta. Комплектация с кондиционером, двигателем 1,6 литра и передним приводом тогда стоила от 859 тысяч рублей. В нормальных условиях за истекшие 2,5 года её стоимость упала бы на 10–15%. На деле же Creta первых выпусков стоит чуть ли не дороже: 850–920 тысяч рублей.
Покупку автомобиля какого возраста вы считаете оптимальной?
Точка отсчета — 500 тысяч
Интерес к подержанным машинам особенно силен в сегменте цен до 500 тысяч рублей. Если лет десять назад за эту сумму предлагался широкий ассортимент моделей вроде Ford Focus, Chevrolet Lacetti, SKODA Fabia, то сегодня — только Lada Granta (от 518 тысяч стоит Lada 4x4).
Даже если посмотреть автомобиль в возрасте 3–5 лет, скорее всего, это будет «бюджетник» вроде KIA Rio, Renault Logan и его производных. За полмиллиона можно подыскать и Ford Focus, хотя средний возраст будет уже ближе к 6–7 годам.
А если душа желает праздника, за те же деньги можно подобрать Mercedes-Benz E-класса, но выпущенный в первой половине нулевых.
Ходовая цена — 800 тысяч
Планку в 800 тысяч рублей мы выбрали потому, что на первичном рынке к ней тяготеет большинство так называемых «бюджетных» автомобилей в хороших комплектациях вроде Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo и даже топовые версии Lada Vesta.
Среди трехлеток за эти же деньги есть широкий выбор машин вроде Volkswagen Jetta и KIA Ceed, а среди пятилетних можно посмотреть Toyota Corolla — ликвидная модель теряет в цене медленнее прочих одноклассников.
Выбор десятилетних машин за эти деньги широк и соблазнителен, например, по данным Auto.ru, средняя цена реализуемых через сайт BMW 5-й серии 2009 года выпуска — 803 тысячи рублей. Любители приключений (во всех смыслах) за эту же сумму обратят внимание на Land Rover Discovery или Range Rover Sport.
Кроссоверы за 1 миллион рублей
За миллион предлагается немало легковушек, например, хотя ходовые версии новых автомобилей С-класса вроде Ford Focus, SKODA Octavia, KIA Ceed стоят больше. Кроме того, за последние годы выбор в этом сегменте существенно сократился, например, из России ушли Renault Megane и Fluence, Volkswagen Jetta, Opel Astra, Chevrolet Cruze, Honda Civic и так далее. Акцент сместился на кроссоверы.
Правда, если хочется новый аппарат с полным приводом и более-менее хорошей комплектацией, основной выбор россиян, судя по статистике, — это Renault Duster и родственные ему модели. Также можно посмотреть УАЗ «Патриот» в топовой версии и ряд китайских моделей. Не забудем и более дешевые Lada 4x4 и Chevrolet Niva.
Зато среди подержанных машин ассортимент куда шире, и кого-то привлечет трехлетний Hyundai Creta в средних версиях: он уступает Duster по проходимости, но не имеет столь явных следов экономии. А среди пятилетних полноприводников можно посмотреть Nissan Qashqai, KIA Sportage, более крупный Mitsubishi Outlander или замахнуться на премиальный BMW X1 ещё с базовым задним приводом (сейчас X1 переведен на другую платформу).
Но еще больше соблазнов ждет тех, кто не побоится смотреть десятилетние кроссоверы: выбор включает BMW X5/X6, Audi Q7, Infiniti FX, Mercedes-Benz ML и так далее.
Какой возраст оптимален
Плюсы новой машины — это заводская гарантия, известная предыстория (хотя битые экземпляры встречаются и в автосалонах) и максимальный остаточный ресурс.
Минусы новых машин, помимо высокой цены, — это её быстрая потеря в первые годы. Сейчас эффект нивелирован общей инфляцией на рынке, что мы показали на примере Hyundai Creta, но в относительных величинах потеря стоимости в первые годы для новых автомобилей выше, чем для подержанных (при прочих равных).
Чем старше автомобиль — тем он «жирнее»: больше салон, мощнее моторы, богаче комплектация. Скажем, пятилетний разбег по возрасту позволяет купить автомобиль на один размерный класс больше и с лучшим оснащением.
Обратная сторона «бэу»: увеличение рисков и стоимости потенциального ремонта, что особенно актуально для возрастных премиум-автомобилей — больший износ (и, возможно, битость) накладываются на общую сложность и дороговизну конструкции.
Отдельный вопрос при покупке подержанных автомобилей — их юридическая чистота, корректность пробега и отсутствие скрытых повреждений. Современные сервисы продажи автомобилей всё активнее используют «верификацию» автомобилей при выставлении объявления: при этом проверяют состояние и реалистичность пробега.
В любом случае невредно тщательно проверить машину самому, в том числе на ее залоговый статус: покупка закредитованного автомобиля сулит массу головной боли. Добросовестность покупки можно подтвердить, заверив у нотариуса результаты проверки автомобиля по реестру залогового имущества.
Покупатели подержанных машин частенько задаются вопрос, какая модель надежнее, но сегодня вопрос звучит не вполне корректно, потому что заведомо надежных марок и моделей практически не осталось. Львиную долю проблем владельцам доставляют конкретные агрегаты: скажем, неудачные модели двигателей или коробок передач.
При выборе в пользу возрастного и шикарного автомобиля имейте в виду и «естественные» траты вроде расходов на топливо, транспортный налог и страховку. Так, в ряде регионов с автомобилей мощнее 150 л. с. взимается транспортный налог более 7,5 тысячи рублей, а за автомобиль мощнее 250 л. с. — под 40 тысяч рублей и выше.
Риски поиметь проблемы с залоговым автомобилем сейчас ниже: с 2014 года действует система, которая позволяет добросовестным покупателям добиться правды в суде.
Несколько лет назад мы проводили детальное сравнение новой SKODA Octavia и подержанного Volvo XC70, а также новой Lada Kalina и подержанного Ford Focus.
Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».
Артём Краснов