
С главного конвейера Волжского автомобильного завода сходит 100-тысячный автомобиль «Жигули», 16 июля 1971 года
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться
Ровно 50 лет назад, в марте 1971 года, первую очередь Волжского автозавода ввели в эксплуатацию. Добро на это дала госкомиссия. По плану только эта часть предприятия выпускала 220 тысяч автомобилей в год. Но для жителей огромной страны советов эта цифра оказалась мала. Личные авто стали настоящей роскошью и дефицитом. А построенный на месте Ставрополя на Волге Тольятти в народе стали именовать Автоградом. Смотрим, каким было градообразующее предприятие в зените своей славы.

Автомобили «Жигули», выпущенные Волжским автозаводом, отправляются к своим владельцам на специальных вагонах-автомобилевозах, 1973 год
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться

Двор готовой продукции ВАЗа, 1972 год
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться
Полвека назад госкомиссия приняла к сдаче не просто главный корпус завода, а вспомогательные, кузнечный, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный цеха, прессовой корпус, чугунолитейный комплекс и комплекс алюминиевого литья, станции очистки воды с водозабором, очистные сооружения канализации, магистральные стальные трубопроводы водогазоснабжения и канализации, внешние автомобильные и железные дороги.
— Было переработано 97 миллионов кубометров грунта, уложено 4,2 миллиона кубометров бетона и железобетона, смонтировано 240 тысяч тонн металлоконструкций и около 11 тысяч единиц новейшего автоматизированного оборудования, 96 километров конвейеров, — озвучивали официальные цифры на предприятии.

Так выглядел ситуационный план Тольятти и АВТОВАЗа
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться

Общий вид Волжского автозавода в 60-х годах XX века
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться

На большую стройку ехали со всех просторов СССР
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться

Выпуск 3-миллионного автомобиля, 1976 год
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться

Пальмы в заводском цехе? Почему бы и нет!
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться
Возведение автогиганта стало поистине народным делом. Завод строили представители 44 национальностей. Стройка началась с корпуса вспомогательных цехов. Котлован под него начали раскапывать в 1967 году. А уже в 1969 году стартовал монтаж главного конвейера.

Главный конвейер Волжского автомобильного завода, 1972 год
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться
Вторая очередь автогиганта была принята в эксплуатацию меньше, чем через год после первой — в январе 1972 года. А в декабре все того же 1972 госкомиссия приняла и третью очередь. Весь комплекс завода был принят в конце 1973 года. Мощность всего предприятия — мощностью 660 тысяч автомобилей в год.

Двор готовой продукции ВАЗа, 1972 год
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться

Модель ВАЗ-2108 «Спутник» на конвейере АВТОВАЗа, 1986 год
Фото: Центральный государственный архив Самарской области
Поделиться

Бригадир бригады имени 50-летия ВЛКСМ Куйбышевгидростроя Александр Иванович Шторм на разметке осей строящегося высотного дома в Тольятти, 1971 год
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Поделиться

Общий вид новых улиц г. Тольятти. 1973 г
Фото: Центральный государственный архив Самарской области
Поделиться
Мы писали и об истории создания других легендарных предприятий региона и о людях, имена которых навсегда вошли в историю Самарской области.
Почитайте о жизни отца-основателя Ставрополя, на месте которого построен Тольятти, Василия Татищева, австрийского купца Альфреда фон Вокано, главного пивовара Куйбышевского пивзавода Александра Касьянова.