За 2006 год рынок автокредитов оправдал самые смелые прогнозы, вырос приблизительно в два раза и, по оценкам экспертов, составил около $10 миллиардов. Это и не удивительно, ведь автомобильный рынок России показывает стремительные темпы прироста, и, по некоторым оценкам, в 2007 году должен по емкости обогнать рынки Великобритании и Испании.
Тройка лидеров по автокредитованию, по данным RBC, за прошедший год изменилась. Лидер по объёмам выданных автокредитов остался прежний – «Росбанк» ($1,08 миллиарда). На второе место вышел самарский «Русфинанс Банк» с $876 миллионами, поднявшийся с четвёртого места. Тройку лидеров замыкает «МДМ-Банк», выдавший за 2006 год автокредитов на $708,6 миллионов.
Стоит отметить, что в «МДМ-Банке» в начале 2006 года председателем правления стал Мишель Перирен, которому обязан своим российским триумфом «Райффайзенбанк Австрия». Высоким позициям «МДМ-Банка», безусловно, способствовало создание команды опытных специалистов.
Среди банков, выдавших в 2005 году более $1 миллиона, самым динамично развивающимся по выданным кредитам на покупку автомобиля за 2006 год стал «Абсолют Банк», увечивший объёмы в 18,5 раз, с $3,2 до $62,9 миллиона.
Столь стремительный рост объёмов выданных автокредитов в 2006 году связан с активным развитием партнерской сети, продвижением на региональных рынках и высоким качеством клиентского сервиса. Второе место занимает «РосЕвроБанк», показавший менее стремительный рост, с $3,2 до $30,8 миллионов. Тройку лидеров замыкает «Русский Стандарт», объёмы выданных кредитов которого выросли с $91,7 до $691,8 миллионов.
На 54 месте оказался «Газбанк» с объемом выданных автокредитов на сумму $6 525 тысяч, опередив «Петрокоммерц» и «Русский Капитал». «Автовазбанк» выдал кредитов почти в 2 раза меньше – $3 576 тысяч и заслужил 59 место среди 75 банков, обогнав «НОМОС Банк», «Форштадт» и «Связь-банк».
Рынок автокредитов на сегодня уже достаточно развит и конкуренция на нём высока. Это подталкивает банки повышать качественный уровень своих продуктов как в области обслуживания, так и в финансовой. Банки развивали такие кредитные программы, как кредиты без первоначального взноса, беспроцентные кредиты, кредит по телефону, кредит на машину без её обязательного страхования (за исключением ОСАГО), экспресс-кредиты и развитие схем trade-in. В условиях большого спроса на автомобили, роста благосостояния россиян и дальнейшего развития банковских предложений тенденции рынка сохранятся, а, значит, следует ожидать «удлинения» кредитов, либерализации условий выдачи, повышения уровня обслуживания клиентов и расширения партнёрских сетей банков.
Также существуют схемы, по которым ежемесячно равными долями клиент выплачивает всю стоимость автомобиля, без первоначального взноса.
Основное отличие лизинга для физических лиц от автокредитов в том, что один год лизингового договора машина остаётся в собственности лизинговой компании, а не в собственности клиента, как при кредитовании. При этом клиент не несёт затраты по постановке на учет в ГИБДД, прохождению ТО и снятию с учета. К плюсам лизинга также можно отнести сроки оформления договора (до 1 дня и почти 100% вероятность одобрения заявки), длительность финансирования по лизинговым программам (до 60 месяцев), минимальные требования к клиенту (0% стоимости автомобиля). Кроме этого, следует отметить, что для юридических лиц при лизинговых схемах есть возможность экономии налога на прибыль. Для физических лиц данной экономии на налоге нет, да и с законодательной стороны данный продукт пока весьма не защищён. В настоящее время, согласно российскому законодательству, лизинг разрешен лишь в коммерческих целях, поэтому «лизинг для физлиц», как понятие, сегодня в России не существует.
Лизинговые программы пока не пользуются большим спросом у населения. Сегодня лизинг находится на стадии начала своего развития, а рынок автокредитов уже весьма развит. Однако, по оценке специалистов Центра автомобильных кредитов, лизинг для физических лиц, предложенный банком, быстро заместит многие виды классических автокредитов и рассрочки 0%, а доля автомобилей, покупаемых по программам «лизинг для физических лиц», будет уже в ближайшее время составлять не менее 30% от общего числа продаж новых автомобилей.
Среди новых тенденций рынка также можно отметить появление системы рефинансирования автокредитов, которая позволяет банкам увеличить объёмы выдаваемых кредитов, а клиентам снизить выплачиваемые проценты.
Целью заёмщиков по-прежнему остаются новые иностранные автомобили средней ценовой категории. «Безусловно, большей популярностью пользуются новые автомобили. Клиенты, покупающие подержанные авто, как правило, приобретают их с помощью беззалогового потребительского кредита», – говорит член правления «Райффайзенбанк Австрия», начальник дирекции по работе с физическими лицами Роман Воробьев.
Ford Focus, Hyundai Elantra, Toyota Corolla, Renault Logan, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera: именно эти марки машин стали наиболее популярными по продажам в 2006 году. Спрос на автомобили в 2007 году будет только расти, так как многие автопроизводители либо уже обновили свой модельный ряд, либо собираются это сделать. В 2006 году 40-45% автомобилей приобретались в кредит. Резюмируя, можно говорить о значительном влиянии рынка автокредитования на автомобильный рынок, и о его дальнейшем росте.