Глава этого ведомства Геннадий Онищенко публично представил данные о количестве жалоб заемщиков на банки. В черный список, который, впрочем, засекречен, попало 40 банков. Эксперты уверены, что в нем преобладают банки, выдающие экспресс- или «карточные» кредиты, расчет стоимости которых заемщикам непонятен более всего. Что подтверждается и данными управления Роспотребнадзора по Самарской области.
1062 жалобы поступило в прошлом году на действия кредитных организаций от граждан. Эту цифру руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко озвучил на рабочей встрече с президентом Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном. По словам главы Роспотребнадзора (РПН), в письменном виде зафиксировано 357 заявлений, в устной форме – 705. Таким образом, с начала года количество жалоб заемщиков на банки выросло более чем в 10 раз. Поскольку господин Онищенко информировал, что в начале года в его ведомство поступило 86 жалоб на банки, из них 52 – на «Русский стандарт». По итогам первого полугодия количество жалоб достигло 700, из них 650 – на это же кредитное учреждение.
В 2007 году минувшего года объектами жалоб стали 40 банков из 86 регионов. В основном, заемщики жалуются на неполное информирование о кредитных услугах, начисляемых процентах по кредиту, дополнительных платных услугах, сказал Геннадий Онищенко. При этом господин Онищенко не скрывал, что большая часть жалоб граждан касалась лидеров рынка – банка «Русский стандарт» и «Хоум Кредит энд Финанс банка».
«Несомненно, банки, наиболее активно нарушающие права потребителей, РПН отслеживает и инициирует к ним как судебные иски, так и более пристальное внимание других госорганов, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский, – кроме того, наличие таких жалоб является хорошим пиар-фоном для любого жесткого прессинга на банки. Но РПН очевидно не играет тут ведущей роли, выступая скорее инструментом общей экономической политики правительства, в том числе и инструментом наблюдения».
Эксперты не удивлены, что в списке Роспотребнадзора фигурируют лидеры экспресс-кредитования, которые имеют разветвленную сеть филиалов. Эти кредитные учреждения выдают большое количество кредитов по скорринговой системе, то есть оценивают платежеспособность заемщиков только по их заявлению. А затем присылают по почте кредитные карты, расчет выплат по которым заемщикам зачастую не понятны, а некоторые из них и вовсе не читают условия предоставления кредита по «пластику».
Между тем, в отделе по защите прав потребителей управлении Роспотребнадзора по Самарской области Dengi63.ru подтвердили, что большая часть жалоб, которые поступают от граждан, касаются именно кредитных карт, высылаемых банками по почте. У заявителей традиционные объяснения: банк присылает им карту почтой. Редко кто устоит перед сиюминутным соблазном снять приличную сумму денег на свои нужды. При этом большинство заемщиков не удостаивают своим вниманием условия предоставления кредита по карте. «Когда к людям приходят квитанции об оплате задолженностей, они хватаются за голову. Идут к нам. Но в этом случае мы им помочь не можем: все условия о кредите находятся в свободном информационном доступе. И вины банка в том, что заемщик не ознакомился с ними, здесь нет», – рассказали специалисты отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Самарской области.