В Роспотребнадзор стали поступать жалобы на коллекторские агентства. Руководитель службы Геннадий Онищенко, развернувший кампанию против комиссий в кредитовании, убежден, что коллекторы перегибают палку
«Мы не ведем строгий учет этих жалоб, их значительно меньше, чем жалоб на банки, потому что, конечно, далеко не все клиенты сталкиваются с коллекторами. Но нам важен сам факт, что такие жалобы стали поступать с прошлого года, – уточнил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Онищенко продемонстрировал конверт с нарисованным черепом на черном фоне, который один из должников получил от челябинского Агентства по сбору долгов.
Предъявлять претензии коллекторам Роспотребнадзор не может, признает Прусаков. Ведь когда банк передает права требования по кредитному договору коллекторскому агентству, должник банка перестает быть потребителем. Прусаков ставит под сомнение правомерность этой передачи: «Что, например, если у должника возникнут встречные требования к банку?» Зато Роспотребнадзор может обратить внимание прокуратуры на нарушение и к этому обращению прислушаются больше, чем к жалобе рядового гражданина, считает председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его информации, именно так Роспотребнадзор поступил в случае с Агентством по сбору долгов.
Директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер считает, что полезно закрепить требования к деятельности коллекторов – например, по капиталу, праву на доступ к информации и ее защите, этические требования, а то сейчас каждый, в том числе физлицо, может объявить себя коллектором и делать что угодно. Алескеров соглашается, что слать письма с черепами и публиковать паспортные данные должников неэтично. Но закон, по мнению Шпетера, должен защищать прежде всего самих коллекторов и банки – пострадавшую сторону. Алескеров не исключает, что в Роспотребнадзор пишут в том числе мошенники.
Коллекторы, банкиры и чиновники брались за написание подобного закона. Но до рассмотрения в Госдуме ни один документ пока не дошел.