В России появилась первая инвестиционная компания, работающая по закону шариата. Разрешенные Кораном финансовые операции могут стать альтернативой общепринятым.
Соглашение о создании Татарской международной инвестиционной компании подписали президент Татарстана Рустам Минниханов и президент группы Исламского банка развития (ИБР) Ахмад Мухаммад Али Аль-Модани. Уставный капитал составил $3 млн.
Деятельность новой инвестиционной компании будет ограничена строгими заповедями Корана.
С точки зрения ислама, на фондовых рынках не разрешается использование кредитных средств для проведения операций на рынке ценных бумаг, совершение сделок с облигациями, а также сделок с опционами, форвардных и фьючерсных сделок, а также совершение сделок с акциями компаний, деятельность которых связана с производством, использованием или реализацией запрещенных исламом пищевых добавок, алкогольной продукции, свиного мяса.
Коротко говоря, Коран запрещает «торговать, чем не владеешь». Поэтому исламские банки не дают кредитов в обычном понимании, а покупают долю предприятия. Соответственно, банкиры делят с ним не только прибыли, но и убытки. Благодаря такому подходу невозможно создание быстро растущих финансовых пирамид.
Преимущество такой модели стало очевидным в разгар мирового финансового кризиса. Еще в 2008 году президент Исламского банка развития заявил, что исламские банки закончили трудный финансовый год с прибылью. В 2009 году Ахмад Мухаммад Али взял под свое крыло финансовую систему Казахстана, заключив ряд межправительственных соглашений.
Пятилетняя программа индустриального развития Казахстана, которую, как предполагается, будут инвестировать исламские банки, оценивается в $50 млрд. Судя по всему, Казахстан был только первым шагом в шариатской финансовой экспансии, пишет dp.ru.