В современном обществе книга как источник знаний и развлечений все стремительнее уступает место другим средствам технического прогресса: Интернету, телевидению и т. д. Все чаще покупке книги рядовой россиянин предпочитает регулярные посещения различных сайтов в сети. Тем не менее, как говорят участники книготоргового рынка Самары, сегмент книжного бизнеса здесь практически заполнен, и конкуренция весьма высока.
Какую роль в жизни современного человека занимает книга, и насколько доходен книготорговый бизнес? Об этом и многом другом корреспондент 63.ru беседовал с директором ООО «Метида» Арменом Мнацаканяном.
– Как вы оцениваете емкость книготоргового бизнеса в Самарской области, насколько насыщен этот сегмент в настоящее время? Каковы перспективы его развития?
– Емкость книжного бизнеса в Самарской области, по нашим оценкам, составляет примерно миллиард рублей. В настоящее время этот сегмент довольно насыщен, и, по нашим оценкам, это насыщение приближается к предельному. Именно поэтому федеральные операторы, такие как «Топ книга» и «Читай-город» чувствуют себя далеко не так вольготно при входе на самарский рынок по сравнению со многими другими областями. Перспективы развития книжного бизнеса в регионе – это усиление и без того не слабой конкуренции за счет предоставления тех или иных дополнительный сервисов, продуктов и услуг покупателям.
– «Метида» – одна из крупных книготорговых сетей в Самарском регионе, как вы оцениваете позиции компании на рынке книжной торговли?
– «Метида» с 1997 года работает в Самарской области и за это время успела занять достойное место в этом бизнесе. Мы довольно надежно отстаиваем свои позиции и ежегодно стараемся расширять занимаемый сегмент. Все это получается благодаря слаженной и упорной работе всей команды нашей компании.
– По вашим оценкам, какая литература в настоящее время пользуется наибольшим спросом: современная, зарубежная, классика? Учитывается ли этот аспект при формировании ассортимента?
– В учебный сезон, который длится примерно с середины августа по середину сентября наибольшим спросом, естественно, пользуется учебная литература. Родители собирают детей в школу, покупают учебники, канцтовары. В остальное время основная доля покупок приходится на художественную литературу. Наши менеджеры тщательно отслеживают динамику и структуру спроса, с тем чтобы в наших магазинах была представлена наиболее востребованная литература.
– Какие главные проблемы развития книготорговых компаний в России или Самарской области вы можете назвать?
– Одна из основных проблем книготорговли в России состоит в том, что люди с каждым годом меньше читают. Причем здесь речь идет не о переходе читающего населения в сторону скачивания книг в сети. Люди вообще читают все меньше и меньше, переходя в сторону «клипового» восприятия мира.
– Многие граждане считают книги сегодня дорогим удовольствием, в частности много нареканий к стоимости учебников. Каково ваше мнение на этот счет? Как в принципе формируется стоимость книги?
– Я не считаю, что стоимость книг высока на сегодняшний день. И, на мой взгляд, необходимо несколько осторожно подходить к восприятию подобных высказываний. Если посмотреть внимательно, то многие люди, обладающие средним и выше достатком, не считают, что дорого питаться в ресторанах, покупать недешевые вещи (скажем, джинсы и т.д., и т.п.), ездить отдыхать за границу и так далее. Но в то же время считают, что покупать книги – это дорого, хотя средняя цена одного похода в кино примерно равна средней стоимости одной книги. Просто для них книга как знание, книга как развлечение представляет гораздо меньшую ценность. Тут вопрос не цены книги, а, скорее, восприятия книги как чего-то необходимого и интересного. Что касается нас и нашего ближайшего конкурента «Чаконы», то жесткая конкуренция между нами и на рынке в целом приводит к более чем приемлемым наценкам на книги. Поверьте, наценки на подавляющее большинство других продуктов существенно выше, и покупатели при этом легко расстаются с деньгами, не сетуя на высокие цены. Цены на книги в основном формируют издательства, а у них своя структура затрат: гонорары авторам, типография (которая, конечно, дорожает даже банально исходя из повышающейся стоимости топлива, электроэнергии), логистика, продвижение и так далее.
–Сейчас практически все книги доступны для чтения в режиме онлайн в Интернете. В частности созданы специальные программы для чтения книг в электронной версии. Как вы оцениваете тот факт, что большинство копий изданий в настоящее время есть свободном доступе?
–Далеко не все книги представлены в открытом доступе. А в целом это нормальный процесс. Главное, чтобы их читали, неважно, где и как, только так наша страна может идти вперед. Необходимо учиться, получать знания, в том числе и через книги. А где они представлены – в сети или на полках магазинов, – это уже второй вопрос.
– Как вы считаете, продавать книги – это прибыльный бизнес?
– Прибыльность книжного бизнеса достаточна для того развития, которое вы видите в городе и в области. Но, к сожалению, этот бизнес не столь прибылен, как хотелось бы, чтобы делать книжные магазины еще более интересными и разносторонними путем введения дополнительных сервисов, групп товаров и услуг.
– Лично вы любите читать? Какие у вас любимые книги, творчеству каких авторов вы отдаете предпочтение?
– У меня нет любимых авторов, равно как и нет любимых фильмов и музыкальных групп. Я читаю достаточно много и совершенно разное – от альтернативы до классики.
– Вы согласны с поговоркой: лучший подарок – книга?
– Смотря для кого и какая. Правильная книга (для конкретного читателя), подаренная в нужное время, безусловно, лучший подарок, ибо в состоянии перевернуть внутренний мир человека. А для нечитающего человека книга, скорее, не подарок, а имитация подарка, так как ему не нужна в принципе.