Крупнейший в России ритейлер X5 Retail Group N.V. купит сеть магазинов «Копейка». В Самарской области находятся 32 магазина покупаемой сети. В Х5 заявляют, что в течение ближайших двух лет дискаунтеры будут ребрендированы в супермаркеты «Пятерочка». По оценкам экспертов, такой шаг компании логичен: устранение конкурентной сети позволит «Пятерочке» укрепить собственные позиции и увеличить объем продаж.
Владелец сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» – X5 Retail Group N.V. (входит в Альфа групп) – сообщил о подписании соглашения на приобретение розничной сети «Копейка». Как говорится в сообщении ритейлера, общая стоимость сделки составила 51,5 млрд рублей (1,647 млрд долларов США), включая долг сети – более 16,5 млрд рублей.
Отметим, что ранее предполагалось, что часть покупки Х5 может оплатить собственникам «Копеек» своими акциями в безналичной форме. Однако сейчас компания сообщила, что покупка 100% ОАО ТД «Копейка» будет оплачена денежными средствами. На оплату части сети будут направлены деньги из кредитной линии, предоставленной Х5 Сбербанком, другая – средствами из других кредитов.
Сделку предполагается закрыть во второй половине декабря 2010 года. В настоящее время компания получила все необходимые согласования, в частности от ФАС.
В Х5 заявляют, что сделка позволит укрепить лидерство компании на российском розничном рынке.
«Ожидается, что к концу 2010 года сеть будет обладать юридическими правами примерно на 700 магазинов "Копейка"», – говорится в сообщении Х5.
Уже сейчас в компании говорят об амбициозных планах по изменению формата приобретенных дискаунтеров. В течение двух лет X5 ребрендирует их в «Пятерочки», говорится в сообщении ритейлера.
Сеть магазинов «Копейка» занимает третье место на российском рынке продуктовой розницы среди «мягких» дискаунтеров по объему выручки и числу магазинов. В настоящее время сеть включает в себя более чем 660 магазинов общей торговой площадью свыше 290 тыс. кв. м. Чистая выручка сети за 12 месяцев на 30 июня 2010 года составляла 59,3 млрд рублей.
X5 Retail Group N.V. – крупнейшая в России розничная компания. Чистая выручка в третьем квартале 2010 года составила 80 050 млн рублей, или 2614 млн долларов США; чистая маржа составила 3%. Сеть формируют дискаунтеры «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель».
«"Копейка" – сильный розничный оператор с развитой инфраструктурой и выгодным расположением магазинов. Мы выявили значительный потенциал увеличения продаж с метра торговой площади интегрируемых магазинов и повышения их операционной эффективности для обеспечения необходимого уровня маржи. Интеграция активов позволит еще больше увеличить закупочную силу X5 и ускорить расширение сети "Пятерочка"», – отметил главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис.
Конвертацию большинства магазинов планируется осуществить во второй половине 2011 года и в течение 2012 года.
В Самарской области «Копейка» представлена 21 магазином, еще 11 рассредоточены в области: по одному в Жигулевске, Кинеле, Отрадном, Сызрани и Ульяновске; два в Тольятти; по три в Новокуйбышевске и Чапаевске.
Отметим, что Х5 уже несколько лет целенаправленно наращивает долю на рынке посредством покупки торговых сетей. Так в 2008 году компания приобрела сеть гипермаркетов «Карусель», в 2009 году сеть универсамов «Патэрсон».
По оценкам экспертов, шаг Х5, безусловно, рационален по всем параметрам.
«Покупая более слабую сеть компании невыгодно инвестировать в ее развитие. Логично будет выкупить ее площади и разместить в них магазины под собственным брендом. Кроме того, у «Пятерочки» уже налажены связи по производству продуктов под собственным брендом, с поставщиками и складами, концепция продвижения, логистика. Устранение конкурентной сети позволит «Пятерочке» укрепить собственные позиции и увеличить объем продаж, что, безусловно, скажется на увеличении прибыли», – говорит директор КГ «Маркс маркетинг и консалтинг» Роман Васильев.
Эксперты отмечают, что, совершая такие преобразования, компания не оставляет шансов своим конкурентам. «Есть определенные ограничения Федеральной антимонопольной службы, которые касаются доли, которую должна занимать та или на продуктовая сеть на рынке, – отмечает Роман Васильев. – Суть в том, что «Пятерочка» и другие продуктовые сети, которыми владеет Х5 – разные бренды. Поэтому де-юре компанию нельзя назвать монополистом, хотя де-факто она, может, таковой и являться».
Отметим, что по словам аналитиков Standard & Poor’s, после объявления X5 Retail Group о сделке по приобретению 100% доли «Копейки» рейтинги обеих компаний были помещены в список CreditWatch. Это означает, что они могут быть пересмотрены. Как рассказал кредитный аналитик Standard & Poor’s Антон Гейзе, помещение рейтингов в список CreditWatch отражает неопределенность, связанную с возможными последствиями решения X5 о приобретении «Копейки».
«В случае завершения сделки мы можем подтвердить или понизить рейтинг X5 Retail Group – в зависимости от влияния финансовой политики компании на ее ликвидность. Мы полагаем, что значительный объем дополнительного долга на балансе X5 Retail Group, необходимого для финансирования предполагаемой сделки, приведет к ослаблению основных показателей кредитоспособности, что может привести к ослаблению показателей ликвидности объединенной компании. Рейтинг «Копейки» может быть повышен», – отметил господин Гейзе.