Полгода назад я получила водительские права и стала активно претендовать на место за рулем семейного автомобиля. Впрочем, стоит признать, что мой энтузиазм пока проявляется только тогда, когда рядом находится муж. Дорога непредсказуема, и отсутствие опыта дает о себе знать – и, конечно, в большей степени меня страшит не риск поцарапать нашу «двенашку», сколько то, что моя неспособность быстро среагировать в сложной ситуации на дороге может обернуться серьезными травмами для меня, моих близких и водителей других автомобилей.
К моей неуверенности опытные водители относятся с легкой иронией и снисхождением. Старшая сестра, виртуозно управляющая автомобилем, говорит: «Вот начнешь ездить одна, посоветоваться будет не с кем – быстро всему научишься!». Муж, у которого за плечами двенадцатилетний стаж, советует: «Не бойся совершить ошибку и уехать не в том направлении. Главное, будь внимательна – рано или поздно ты все равно вернешься на правильный путь». Внимая столь ценным указаниям, я думала: «Действительно, а почему бы мне не начать управлять автомобилем самостоятельно? Буду изучать все опытным путем». И сразу нашлось множество за – не придется добираться до работы на общественном транспорте с пересадками и ждать, пока вечером меня заберет муж, можно чаще навещать родственников и друзей и реже пользоваться услугами такси, да и в целом личный автомобиль позволит стать более мобильной. Впрочем, нашлось одно очень весомое но – серьезные денежные затраты.
Конечно, иметь два автомобиля для молодой семьи с весьма ограниченным ежемесячным доходом – непозволительная роскошь. Я понимаю это. Но на услуги такси при необходимости тоже тратится немалая сумма. Из чистого любопытства я решила посчитать, что для семейного бюджета более накладно – покупка и содержание второго автомобиля или ежедневный вызов такси.
Для чистоты эксперимента я не стала брать в расчет поездки, которые мы обычно совершаем на семейном автомобиле и исходила из достаточно ограниченного круга дел, которые мне приходится делать самой, не дожидаясь помощи супруга (к слову сказать, по мере сил он старается учесть все мои просьбы «увези – привези»).
Обычно в случае необходимости я пользуюсь услугами одного и того же такси, поэтому расценки знаю достаточно хорошо. Расстояние от моего дома до работы составляет примерно 8,5 км. Таксист за один километр пути берет около 17 рублей. Таким образом получается, что будничный маршрут «дом – работа – дом» обойдется в 289 рублей.
Не стоит забывать, что четыре дня в неделю мне приходится приезжать на учебу в университет. Следовательно, расширенный маршрут «дом – университет – работа – дом» обойдется моему кошельку уже в 314,5 рубля.
Получается, что за неделю я потрачу как минимум 1402,5 руб. Добавим сюда еще километров двадцать на редакционные задания и поездки по неотложным личным делам. Итого: 340 + 1402,5= 1742,5 руб.
Оказывается, за месяц мой кошелек благодаря лихим расценкам таксистов может «похудеть» на 6970 рублей!
Теперь о моей мечте. О машине. Логично, что начинающему водителю не стоит покупать новенькую иномарку. Буду откровенной, на «окушке» или старенькой вазовской «классике» ездить я принципиально не согласна. Мне бы маленькую, юркую «малолитражку» для полного счастья…
Может, выбрать «бешеную табуретку»? Да, именно так я называла машинки «Дэу Матиз» до тех пор, пока однажды не оказалась внутри салона. Водитель рассказал, что купил эту чудо-иномарку с рук за 145 тыс. рублей три года назад. Стоит отметить, что за это время автомобиль не потребовал серьезного ремонта, да и кушает «малютка» совсем немного – 4,5 литра (АИ – 95) на 100 км по трассе и шесть литров – по городу.
Впрочем, начать нужно не с этого. Прежде чем сесть за руль собственного авто, необходимо получить права. Долгожданное удостоверение обошлось мне в 20 тыс. рублей: 16 400 руб – полный курс обучения в автошколе, остальные деньги «набежали» за счет дополнительных часов вождения, сдачи зачетов и экзамена в ГАИ.
Идем дальше. Покупка авто (пусть это будет «матизка») обойдется примерно в 150 тыс. рублей. Такой суммы в моей копилке, конечно же, нет, поэтому чисто гипотетически рассмотрю вариант автокредитования (несмотря на свое отрицательное отношение к займам). Автокредитный калькулятор на сайте Dengi63.ru показал, что при первоначальном взносе в размере 30% кредит на два года под ставку 15,5% годовых обойдется мне в 7308 рублей ежемесячно. То есть переплата по кредиту за два года составит 25 408 рублей. В итоге придется отдать банку 175 408 руб. Стоит отметить, что в эту сумму не входят единовременные комиссии – 1,5% от суммы кредита, ежегодное страхование автомобиля по полному перечню рисков (автокаско) и установка противоугонных систем безопасности, обязательных для получения кредита или страховки.
Далее – страховка. Я подсчитала, что сумма страхового взноса составит 5385 рублей (без учета коэффициента бонус-малус). Далее – автокаско – около 15 тыс. рублей в год. На оплату охраняемой стоянки потребуется еще 1200 рублей в месяц. На бензин закладываю 500 рублей, исходя из примерного километража. Еще 600 рублей составит транспортный налог. Шиномонтаж – 4 тыс. рублей. Ежегодное техническое обслуживание обойдется также в 4 тыс. рублей, плюс техосмотр – 400 рублей.
Конечно, всех расходов не предусмотришь. Однако если сложить все предполагаемые затраты за два года, пока будет выплачиваться автокредит, моя мечта о собственном автомобиле обойдется семейному бюджету в 260 тысяч рублей. Конечно же, расчеты весьма условные, так как стоимость бензина и прочие взносы за машину постоянно меняются (причем в большую сторону...). Впрочем, стоимость услуг такси также привязана к стоимости бензина.
Так вот, при выплате кредита ежегодное содержание «малолитражки» обойдется мне примерно в 64 770 руб. В то время как услуги такси ежегодно будут стоить 83 640 рублей.
Безусловно, исходя из моих весьма приблизительных, но вполне реальных расчетов, иметь личный автомобиль гораздо выгоднее, чем ездить каждый день на такси. Однако не стоит забывать, что в нашей семье уже есть один «железный конь», который также надо обслуживать. К тому же бюджет семьи в ближайшее время точно не потянет возросших расходов Что ж... Пока мне удалось накопить только на руль, так что придется пользоваться услугами маршрутных такси. Как говорится, полчаса страха – и я дома!