Государственная дума рассмотрит законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за массовую рассылку рекламных писем по электронной почте и через социальные сети. Предполагается, что спамеров будут наказывать штрафами в размере до миллиона рублей и исправительными работами сроком до двух лет.
Законопроект, в котором предлагается ввести уголовную ответственность за рассылку спама, подготовлен комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы совместно с комиссией по информационной безопасности и киберпреступности Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
В законопроекте говорится, что сообщения рекламного характера, по закону «О рекламе», можно направить получателю только с его предварительного согласия, или если отправитель и адресат состоят в договорных, семейных, трудовых и других отношениях. Кроме того, должен быть понятен механизм отказа от подписки.
Согласно новым поправкам, за организацию массовых рассылок (от 1 тысячи писем в течение суток или 10 тысяч за неделю) спамеру грозит штраф в размере от 1 миллиона рублей, либо обязательные работы сроком от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок от шести месяцев до года.
Такое же наказание предусмотрено за производство, распространение и использование компьютерных программ, которые автоматически собирают, обрабатывают и распространяют адреса электронной почты.
Лиц, осуществляющих спам-рассылки по предварительному сговору, ожидает еще более серьезное наказание. Для них сумму максимального штрафа предлагается увеличить до 2 миллионов рублей, а максимальный срок обязательных и исправительных работ – до 240 часов и двух лет соответственно.
Эксперты признают полезность поправок, однако при этом опасаются, что нововведения чрезмерно ограничат свободу информации, а уголовная ответственность за рассылку спама неадекватна степени тяжести этого правонарушения. Кроме того, чтобы ввести уголовную ответственность, нужно будет хорошо продумать, как доказывать факт рассылки спама тем или иным лицом. К этому процессу придется подключать операторов связи и владельцев интернет-ресурсов.