Пенсионный фонд России расторгает трансферагентские соглашения с несколькими негосударственными пенсионными фондами и настаивает на ужесточении контроля за этими структурами. Поводом к этому стало рекордное в текущем году число случаев мошеннического перевода пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ. Независимые эксперты связывают такое положение дел с ужесточением конкуренции между государственной структурой и частными фондами.
О намерении ужесточить меры контроля за НПФ Пенсионный Фонд России заявил весной этого года после скандала с незаконным переводом средств из ПФР в НПФ по итогам переходной кампании 2010 года.
Напомним, что после рассылки уведомлений гражданам, изменившим в течение 2010 года способ управления своими пенсионными накоплениями, в ПФР в массовом порядке начали поступать жалобы на незаконный перевод накопительной части трудовой пенсии из ПФР в негосударственные пенсионные фонды.
Так, на конец мая 2011 года в ПФР поступило более 6000 устных и 1678 письменных обращений от граждан, которые утверждают, что заявления о переходе в НПФ они не подписывали, договоров не заключали, и требуют возврата средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику.
Отметим, что уведомления о переводе средств ПФР формирует на основе данных, которые получает от организаций, с которыми у него заключены трансферагентские соглашения. «Трансферагентами являются практически все НПФ, которые и заключают с гражданами договоры на инвестирование средств их пенсионных накоплений. Ответственность же за достоверность информации, предоставляемой в ПФР по трансферагентским соглашениям, полностью лежит на негосударственных пенсионных фондах», – пояснили в ПФР.
Вскоре после массовых жалоб несколько негосударственных пенсионных фондов провели внутренние расследования на местах. Так, например, итогом таких мер в НПФ «Норильский никель» стало увольнение нескольких руководителей с формулировкой «из-за не осуществления должного контроля».
Тогда же пенсионный фонд РФ начал работать над регламентом заключения и расторжения трансферагентских соглашений с НПФ.
В настоящее время ПФР сообщил о том, что принял решение расторгнуть трансферагентские соглашения с несколькими НПФ. В их числе оказались: НПФ «Норильский никель», «Ренессанс жизнь и пенсии» и «Благосостояние» – именно на эти три негосударственных пенсионных фонда приходится 81,5% письменных жалоб граждан, связанных с незаконным переводом их пенсионных накоплений поступивших в 2011 году (по состоянию на 1 июня 2011 года – прим. авт.).
Как сообщили Dengi63.ru в управлении Департамента информационной политики НПФ «Благосостояние», трансферагентское соглашение дает возможность фондам удостоверять подписи новых застрахованных лиц на заявлениях о переводе накопительной части трудовой пенсии. Возможное расторжение данного соглашения меняет схему работы фонда по заключению договоров обязательного пенсионного страхования: для подачи заявления о переводе накопительной части пенсии в НПФ новым клиентам необходимо будет обратиться непосредственно в Пенсионный Фонд России или к другому трансферагенту.
Кроме этих мер, ПФР поручил десяти своим региональным отделениям до 1 июля 2011 года провести внеплановые проверки выполнения другими НПФ трансферагентских соглашений в части достоверности передаваемой в ПФР информации.
В пенсионном фонде не исключают, что по результатам таких проверок, а также анализа продолжающих поступать жалоб граждан, количество НПФ, с которыми будут расторгнуты трансферагентские соглашения, увеличится.
ПФР также направил в адрес ФСФР письмо с просьбой усилить меры контроля за деятельностью НПФ и провести проверки 30 НПФ, с жалобами на которые в ПФР в 2011 году обратились граждане. В отношении НПФ, нарушивших права граждан, по закону могут быть приняты меры административного воздействия вплоть до аннулирования лицензии.
Кроме того, ПФР считает целесообразным ужесточить действующие нормы законов в отношении деятельности НПФов по привлечению новых клиентов в части ОПС.
Эксперты считают, что если утверждения ПФР относительно того, что ряд счетов граждан были без их ведома переведены в управление НПФ, то это мошенническая операция. И, конечно же, государство и ПФР обязаны с такими явлениями бороться.
В самих НПФ незаконный перевод средств приписывают третьим лицам, не относящимся к НПФ. «Рост объемов привлечения, активизация фондов на открытом рынке и нарастающая конкуренция фондов на рынке обязательного пенсионного страхования привела к появлению недобросовестных агентов, заключающих неправомерные договоры о переводе накопительной части пенсии граждан в любой из фондов, – сообщили в департаменте информационной политики НПФ «Благосостояние». – НПФ занимает однозначно отрицательную позицию по отношению к таким действиям и заинтересован в осознанном, основанном на доброй воле, привлечении клиента. Фонд активно работает по урегулированию претензий граждан к недобросовестным агентам в нескольких регионах, разбираясь отдельно по каждому случаю».
Впрочем, независимые эксперты связывают эту ситуацию с ужесточением конкуренции между государственной структурой и частными фондами.
По мнению руководителя аналитического отдела Центра экономической экспертизы Олега Козлова, сейчас наблюдается обострение отношений между государственными структурами, работающими с пенсиями, и частными. «Любой прокол одной стороны для другой является поводом обличить ее в непрофессионализме и торможении реформирования пенсионной отрасли. Но, на мой взгляд, пока можно предъявить гораздо больше претензий самому ПФР. Возможно, утечка базы «молчунов», ставших участниками НПФ, произошла именно по их вине», – считает эксперт.
Эксперты также отнесли вопрос с ужесточением требований к НПФ к числу спорных. «За годы своего существования НПФ в России так и не стали крупными финансовыми организациями, сопоставимыми с западными аналогами. И государству нужно определиться в принципе: нужны ли НПФ в том виде, в котором они сейчас существуют», – говорит заместитель председателя правления Общественной организации «Гильдия финансистов» Дмитрий Яковенко.
По словам эксперта, другой вопрос – это вопрос эффективности существующей системы пенсионного обеспечения в России. «Я уже не раз говорил, что главная проблема пенсионной реформы – ее вопиющая несправедливость. Поэтому для меня (и как для гражданина, и как для специалиста в области финансов), по большому счету безразлично будут ли ужесточения в отношении НПФ или нет. Для меня краеугольным вопросом является вопрос о справедливом размере отчислений и справедливом размере пенсии.
Сейчас, когда в России более 30% пенсионеров – льготники, вышедшие на пенсию в 45 лет и ранее, когда льготами по выходу на пенсию пользуются многие категории лиц, работа которых и рядом не стояла с вредными условиями труда (например, технические работники прокуратуры...), когда 90% работников «Газпрома», «Лукойла» и других монополий, в значительной части принадлежащих олигархам, имеют льготы по выходу на пенсию, а предприятия-работодатели, среди которых крупнейшим работодателем, предоставляющим льготы выступает Федеральное Правительство, платят такие же отчисления в ПФР как и те малые и средние предприятия, которые и рядом с подобными льготами не стояли, никаких тарифов не хватит на выплаты пенсионерам. Главная проблема ПФР – это отсутствие у коррумпированного государства желания выстроить справедливую пенсионную систему.
С этой точки зрения любые иные проблемы, которые «вдруг, неожиданно» в рамках проблем пенсионной реформы начинают активно обсуждать в СМИ оцениваю как провокацию, имеющую целью снизить общее недовольство в обществе действиями федерального правительства, т.к. системой «выпуска пара»», – резюмировал господин Яковенко.