Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов финансировать проект реконструкции международного аэропорта Курумоч. Письмо с просьбой рассмотреть такую возможность банк направил в ОАО «Корпорация развития Самарской области». Эксперты назвали поступок банка весьма неординарным шагом. Как правило, к банку за деньгами обращаются сами компании, предлагая инвестировать средства в тот или иной проект. Эта ситуация говорит о том, что фактически ЕБРР ставит проекту оценку «отлично», в связи с чем борьба вокруг него может развернуться нешуточная.
Международный аэропорт Курумоч является стратегическим объектом Самарского региона. Инвестпроект по его реконструкции, а именно строительство нового аэровокзального комплекса и его дальнейшая эксплуатация, прописан в Стратегии развития области до 2020 года. Курирует проект ОАО «Корпорация развития Самарской области».
В середине августа Корпорация объявила о начале отбора инвестора для реализации инвестиционного проекта. Потенциальные участники должны были подать заявки до 31 августа 2011 года.
Согласно результатам вскрытия конвертов, о желании участвовать в проекте заявили шесть компаний: ОАО «Кольцово инвест», ООО «Базэл Аэро», ООО «Нова Порт», ООО «Волжское небо», ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал», ОАО «Аэропорт Ростов на Дону». Комиссия признала заявки соответствующими требованиям. В дальнейшем победителя определят на конкурсной основе. С победителем Корпорация заключит инвестиционное соглашение и договор купли-продажи акций ОАО «Международный аэропорт Курумоч» (МАК). Инвестиционный договор должен будет быть подписан не позднее 14 декабря 2011 года.
Как известно, планируется продать 96,2% акций МАК на общую сумму 2 млрд 868 млн рублей, из них 71,2% акций – по цене не ниже 2 млрд 122 млн рублей, 25% акций – по цене 746 млн рублей.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) – является международной финансовой организацией, которая финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии. Он был создан как инвестиционный механизм в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики.
Главными акционерами ЕБРР являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
ЕБРР осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы.
Деятельность банка в России:
- число проектов 657;
- чистый объем сделок 17,4 млрд евро;
- общая стоимость проектов 49,4 млрд евро;
- валовая сумма освоенных средств 12,7 млрд евро;
- доля портфеля проектов в частном секторе 85%.
Отметим, что о желании финансировать проект по строительству нового аэровокзального комплекса ОАО «МАК» и его дальнейшей эксплуатации готов и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Письмо с таким предложением ЕБРР направил в ОАО «Корпорация развития Самарской области».
Как говорится в письме банка, ЕБРР готов осуществлять долгосрочное финансирование этого проекта и просит Корпорацию рассмотреть такую возможность. «Структура и условия финансирования будут зависеть от стратегии финансирования, определенной победителем конкурса и роли, предусмотренной для ЕБРР», – говорится в письме банка. Рассматривали в Корпорации предложения банка или нет, пока неясно. Нет информации по этому вопросу и у ЕБРР.
Как сообщил Dengi63.ru старший советник по вопросам прессы ЕБРР Ричард Уоллис, проект находится на очень ранней стадии, говорить о подробностях рано.
Эксперты назвали проект реконструкции Курумоча весьма перспективным и выгодным для инвесторов.
Курумоч – единственный аэропорт, обслуживающий Самарскую область, и в то же время один из 10 крупнейших в России. Реконструкция аэропорта позволит значительно увеличить его пропускную способность, улучшить комфорт и безопасность, повысить эффективность бизнеса. Потенциал этого проекта особо привлекателен, если учитывать, что Самара в 2018 году примет несколько матчей чемпионата мира по футболу. Это значит, что проект ни при каких обстоятельствах не будет свернут. Кроме того, проект создания аэропорта уровня «С» по классификации IATA софинансируется и курируется государством. Уже известно о том, что инвестор может получить различные налоговые льготы. По нашим данным, из госбюджета на этот проект выделяется около 8,5 млрд рублей, а потенциальный инвестор должен будет вложить примерно три млрд рублей», – отметил региональный управляющий по ПФО ФГ БКС Сергей Данилов.
«Вообще, тот факт, что ЕБРР сам предложил свои услуги в данном проекте, весьма неординарное событие. Как правило, обращаются к банку за деньгами, предлагая инвестировать в тот или иной проект. И ЕБРР проводит отбор тщательно и без особой спешки, и условия, на которых он дает деньги, весьма жесткие. В данном случае можно говорить о том, что фактически ЕБРР ставит проекту оценку «отлично», присваивает своеобразный «знак качества». Потенциальным участникам конкурса на право приобретения пакета акций Курумоча и другим банкам посылается своеобразный сигнал, что проект практически безопасен и сулит неплохую выгоду. Это может привести к тому, что борьба за госпакет акций Курумоча может развернуться нешуточная, и число банков, готовых финансировать реконструкцию аэропорта, также увеличится», – считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
По оценкам эксперта ЕБРР, этот проект может быть интересен тем, что банк может на нем неплохо заработать. «Аэропорт Курумоч весьма перспективен. Ведь им пользуются не только жители Самарской области, но и других регионов. И этот «сторонний» поток может в будущем вырасти. Рост пассажиропотока и грузопотока в аэропорту будет способствовать быстрому возврату средств, потраченных на его реконструкцию, то есть ЕБРР не просто может получить деньги назад с прибылью, но и произойти это может весьма оперативно, естественно, по меркам таких проектов», – резюмировал господин Баранов.