Директор Средне-Волжского филиала Х5 Retail Group Артур Аглинскас приступил к своим обязанностям не так давно. Впрочем, накопленный опыт позволяют легко справляться с поставленными задачами: до этого он проработал в сфере торговли более 10 лет и отлично знает самарских потребителей. О ситуации на рынке продуктового ритейла Самарской области, об особенностях покупателей региона, а также планах и перспективах развития продуктовых сетей в губернии области в рубрике «Бизнес-Олимп» 63.ru поговорил с Артуром Ионовичем.
– Артур Ионович, вы недавно приступили к руководству Средне-Волжским филиалом Х5 Retail Group N.V. Как вы оцениваете показатели филиала, его развитие? В каком состоянии вы приняли дела? Какие задачи по развитию филиала поставило перед вами руководство?
– В целом я оцениваю Средне-Волжский филиал Х5 Retail Group как крепкий середняк компании Х5 с хорошими показателями. Придя в компанию, я застал здесь крепкую команду профессионалов, поэтому сейчас одной задач на будущее я вижу необходимость сохранить этот коллектив и не растерять людей, которые его формируют. Это крайне важно, чтобы решать те задачи, которые ставит передо мной руководство.
– До того как прийти в сферу торговли, вы были военнослужащим, а потом работали на различных должностях в коммерческих предприятиях. Этот опыт пригодился вам для работы в такой крупной корпорации как Х5 Retail Group N.V.?
– Я считаю, что опыт военнослужащего пригодится всегда и везде, ведь армия – это прежде всего дисциплина, которая требуется в любой организации. Что касается последующей работы, то прежде всего я занимался торговлей, поэтому весь накопленный мной опыт пригодился в профессиональной деятельности и сегодня.
– Чем привлекает вас сфера деятельности на которой вы сейчас остановились – продуктовый ритейл? Вы работаете в этой сфере не первый год как за это время изменилась эта отрасль?
– В сфере продуктового ритейла я работаю с 1998 года. В свое время я был директором второго по счету универсама в сети «Копейка». Конечно, с момента моего прихода в эту сферу – за 13 лет – все очень сильно изменилось. Прежде всего, произошло ужесточение норм торговли и усиление конкуренции между торговыми сетями. И, конечно, все эти изменения можно считать позитивными.
– Вы несколько лет проработали на рынке ритейла Самарской области, какие отличительные особенности у покупателей в этого региона? Учитываются ли они при разработки стратегии развитии сети, формировании ассортимента сетей?
– Я работал и в Москве, и в Самаре, и могу сравнивать. Как ни странно, жители Самары чуть ли не в большей степени, чем москвичи, предъявляют высокие требования к магазинам, стремятся к более широкому ассортименту, обилию товаров на полках. Москвичи же готовы покупать много, но делают это более рационально. Среди постоянных покупателей дискаунтеров «Пятерочка» в Москве можно увидеть и людей выше среднего достатка. В нашем же регионе рынок в большей мере сегментирован. Конечно, все это учитывается при разработке стратегии развития сети.
– Как вы оцените емкость рынка ритейла в Самарском регионе, есть ли сегодня у Х5 конкуренты в Поволжье?
– Насыщение рынка здесь еще не наступило, об этом свидетельствуют темпы развития и Х5 и «Магнита». В Самарской области сетям есть куда развиваться, единственным городом в губернии, где мы превысили разрешенную ФАСом долю в 25%, является Чапаевск. В других же городах и районах области мы будем продолжать открывать новые магазины.
– Не так давно территории Самарской области вступил в силу закон об ограничении продажи алкоголя крепостью выше пяти градусов. Как вы оцениваете этот закон, сильно ли, по вашему мнению, изменения, внесенные в законодательство, ударили по выручке магазинов, крупных круглосуточных супермаркетов?
– Могу сказать, что на работе нашей сети вступление в силу этого закона никак не сказалось. В этой сфере, на мой взгляд, не приемлемы кардинальные меры: запретить алкоголь вообще, как это было в 1985 году, либо открыть его в широком доступе. Мне кажется, нормальные люди, которые днем работают, не ходят по магазинам в ночное время в поисках алкоголя, поэтому я положительно оцениваю эти действия.
– Крупным событием 2010 стала сделка по приобретению Х5 сети магазинов «Копейка». Известно, что в планах компании переформатировать магазины в «Пятерочки». Сколько магазинов «Копейка» перешли под контроль Х5 в Средне-Волжского филиала и закончена ли сейчас работа в этом направлении?
– В Средне-Волжском филиале в настоящее время процесс присоединения сети завершен: к нам присоединился 41 магазин «Копейка», сейчас они переименованы в «Пятерочки+». Я прекрасно знаю эти магазины, в прошлом это магазины «Самара-продукт», все они расположены в очень хороших местах города. В Самаре есть определенный дефицит торговых площадей, даже еще в те времена, когда торговые центры не строились, торговых помещений было не так много. Магазины «Самара-продукт» как раз и отличались своим выгодным месторасположением и привнесли в наш филиал только положительный тренд и имеют хорошую динамику, работая под брендом «Пятерочка+».