В ближайшие годы российскую экономику вряд ли захлестнет новая волна кризиса, напротив, ожидается полный штиль, в таком мнении сошлись участники конференции «Российский банковский сектор: Возможности и угрозы в новой реальности», организованной «Альфа-Банком», которая состоялась 21 октября 2011 года. По их оценкам, экономика России сейчас вполне устойчива, особенно на фоне долгового кризиса в Европе, однако низкий уровень инвестиционной и деловой активности не дает возможностей для экономического роста.
Наиболее вероятный сценарий развития российской экономики в перспективе ближайших лет, скорее всего, будет пессимистичным, что означает минимальные темпы ее роста или состояние стагнации.
«Сейчас, по прогнозам, у экономики России есть возможность выйти на траекторию устойчивого роста 3-4% в год. Но, на мой взгляд, ждать этого бессмысленно. К сожалению, скорее всего, страну ожидает период длительного медленного роста глобальной экономики на уровне 1-2% в год в течение 5-7 лет», – заявил в своем выступлении помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
По его словам, стагнация скажется на всех показателях бюджетной политики, показателях социального развития, финансового сектора, в частности, банках, которые будут вести более консервативную политику.
В настоящее время нет уверенности в позитивном сценарии развития событий и у Министерства экономического развития РФ. Об этом в своем выступлении рассказал заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. По его словам, ситуация может развиваться по различным сценариям, поэтому уже сейчас в министерстве делают различные стресс-тесты. «Это необходимо для того, чтобы понимать, что нас ждет, когда стоимость цены на нефть будет составлять 80 долларов США за баррель и 60 долларов США и ниже», – отметил он.
Уже сегодня эксперты открыто констатируют дефицит ликвидности в банковской системе, который со временем может усилиться.
По словам председателя совета директоров банковской группы «Альфа-Банк», члена совета директоров Петра Авена, основные причины проблем с ликвидностью – остановка западного финансирования, от которого зависит большинство крупных компаний.
«В ситуации с оттоком ликвидности я бы выделил несколько секторов: крупных компаний и компаний второго эшелона, то есть средних и мелких, – говорит первый зампредседателя правления, руководитель блока «Корпоративно-Инвестиционный банк» Альфа-Банка Владимира Татарчук. – Крупные компании, которые получают финансирование в западных банках и на рынках капитала, из-за невозможности больше заимствовать там средства активно перестраивают свой портфель. Соответственно, они начинают пользоваться лимитами, которые открыты для них в крупных российских банках. Таким образом, происходит изъятие ликвидности с российского рынка», – отмечает Владимир Татарчук.
Если же брать средние и мелкие компании, которые не выходили на западный рынок или не регулярно заимствуют деньги там, в частности, это региональные банки, то, по словам господина Татарчука, ситуация в этом секторе более спокойная и дефицита ликвидности здесь пока нет.
«Тем не менее, мы видим рост ставок по кредитам в отдельных банках, и этот процесс рано или поздно распространится на всю страну. Когда именно это произойдет пока неясно. Все будет зависеть от того, как будут развиваться события в Европе», – говорит Владимир Татарчук.
Участники конференции не отрицают, что сегодня уже можно говорить о новой волне кризиса.
Как отметил Петр Авен, сегодняшний кризис – кризис не банковский, а политический. «Если взять общий долг Европы по отношению к ВВП, то он не большой. Он большой в отдельных странах, например в Греции. Если бы Европа функционировала как одно целое, то ситуация была бы другой. Сейчас суть в том, что одни не хотят платить за других. Отсутствие политического лидерства, возможности принять сильные политические решения, проводить более тонкую политику, позволяет сделать вывод о том, что ситуация с долгами Европейских стран будет решаться медленно. Поэтому мы вступаем в новую волну, но речь идет не о банковском кризисе, а о глубоком периоде стагнации. Мы будем сталкиваться с дальнейшим оттоком капитала (в 2009 году 18 млрд рублей, по прогнозам, в 2011 году 50 млрд рублей), можно говорить и о снижении цен на энергоносители, но главное, что рынки капитала для российских компаний будут закрыты. Давление на рубль, скорее всего, усилится. Ликвидность продолжит падать», – говорит Петр Авен.
Тем не менее, участники конференции сошлись во мнении, что сейчас Россия в большей степени готова к возможным негативным сценариям развития событий, более того в 2008-2009 годах ЦБ накопил большой опыт управления ликвидностью поэтому опасности для российской банковской системы сегодня нет.
«Макроэкономически мы готовы к различным ситуациям в мире лучше, чем в 2008 году, – соглашается Станислав Воскресенский. – В этом году будет самая низкая инфляция за 20 лет, она не превысит 7%. Устойчиво выглядит и корпоративный сектор. Так, чистый долг 10 крупнейших публичных компаний в России в долларовом выражении снизился на 19%, а заимствования этих компаний – на 40%. Выросло доверие граждан к банковской системе, о чем свидетельствует рост вкладов в российских банках за три года на 80% до 10 трлн рублей. Сформирован и действует Таможенный союз, который обеспечивает рост рынка на 20%, для инвесторов, которые будут в нашу страну приходить», – отметил Станислав Воскресенский.
«Если говорить о ситуации в банковской системе, то ее сравнивают с тем, что было в сентября 2008 года. Но сегодня в отличие от 2008 года банковская система готова к потрясениям – мы накопили опыт. Уровень достаточности капитала банков равен 17,7% при законодательной норме в 10%. Центральный банк имеет широкий инструментарий, который позволяет ему вмешиваться в ситуацию, в частности, использовать межбанковские кредиты», – говорит депутат государственной думы РФ, член комитета по финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
По словам заместителя председателя Банка России, члена совета директоров Банка России Алексея Симановского, в кризис пострадали лишь те банки, которые строили свою политику вразрез с указаниями регулятора.
«Важное наблюдение по результатам кризиса состояло в том, что ни один банк, который соблюдал правила регулятора, не пострадал, и чувствует себя нормально. Банки же, которые не думали о рисках, а думали о прибыли, оказались в не очень выгодной ситуации. Основными причинами нарушения устойчивости банковской системы стало агрессивное поведение участников рынка, высокая концентрация рисков, закрытость банковских структур, обман, манипуляции. Поэтому вывод один – необходимо соблюдать требования регулятора», – отметил господин Симановский.
Он также подчеркнул, что самое важное, с точки зрения банковского регулирования сегодня, повысить степень ответственности всех ключевых игроков банковского рынка, в частности банкиров – мажоритарных владельцев банков. «Условия обеспечения стабильного функционирования любой организации грамотно оценивать собственные риски», – заключил Симановский.
Тем не менее, эксперты говорят о том, что пессимистичный сценарий развития событий для экономики страны вероятен в случае, если ничего не делать.
По их оценкам, состояние возможности для экономического роста необходимо искать в расширении пространства для деловой инициативы малого и среднего бизнеса, улучшать инвестиционный климат, работать над созданием конкурентной среды.
«У нас стабильная макроэкономическая ситуация в стране, но модель роста экономики нуждается в изменении. Необходима ориентация на инвестиции, а не на потребление», – говорит Петр Авен.
Механизмы, которые обеспечивают активность инвестиций, сейчас в России не работают, объясняет научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.
«Для страны, которая всего 20 лет назад перешла к рыночной экономике, у нас удивительно низкий уровень деловой активности. Большое количество факторов препятствует ее повышению. В частности, практика правоохранительных органов и судов достаточно сурова по отношению к бизнесу. Например, есть такие показатели: из 800 тысяч заключенных – 100 тысяч предпринимателей. А все инициативы президента по смягчению этих норм, как говорят, саботируются», – говорит Ясин. По его словам, именно рост деловой активности и «модернизация снизу» может привести к наиболее значительному росту российской экономики, а, вот, от «модернизации сверху», которую власти пытаются провести сейчас, не приходится ожидать впечатляющих результатов.
По словам Аркадия Дворковича, сегодня для привлечения инвестиций в страну необходимо принятие законов для регулирования налогообложения, в частности, в сырьевом секторе. «Для этого нужно менять кадровый состав всех уровней власти и программные документы. Если мы не найдем этот механизм, то нас ждет тяжелый период», – отметил Дворкович.