Банкам запретят делать почтовую рассылку пластиковых кредитных карт. На прошлой неделе Высший арбитражный суд России предложил ограничить подобное продвижение банковских продуктов на законодательном уровне. Исключением может стать добровольное желание заемщика получить карту именно таким способом. По заключению ВАС, при массовой рассылке кредиток у потребителей нет возможности получить полную информацию о предоставляемых услугах, что напрямую нарушает их права.
«Мы предложили разработчикам законопроекта подумать над ограничением на рассылку кредитных карт по почте. Идея обсуждается давно и представляется оправданной, – сообщил «Известиям» начальник управления частного права Высшего арбитражного суда России Роман Бевзенко. – При данной схеме на граждан возлагаются чрезмерные риски. Во-первых, карточку могут просто украсть (а банки порой присылают активированные продукты или же в конверт с пластиком кладут PIN-код). Во-вторых, клиент, когда получает карту по почте, специально ее не заказывая, лишается основополагающего права потребителя – на полную информацию о продукте и его свойствах».
Действительно, риски клиентов при массовом изготовлении и рассылке кредитных карт по почте существенно возрастают. Как отмечают участники рынка, низкая финансовая грамотность не дает потенциальному заемщику в полной мере оценить условия и возможности предлагаемой банком услуги. По словам аналитика ИК «Финам» Анны Мишутиной, инициатива ВАС направлена в первую очередь на защиту прав потребителей. Получая кредитные карты по почте, потребитель зачастую не обладает всей необходимой для принятия решений информацией и не учитывает возможные риски. «Я не исключаю, что запрет на рассылку карт без предварительного заключения соответствующего контракта с клиентом может быть включен в текст поправок к закону о потребительском кредитовании», – говорит аналитик.
«Массовая рассылка кредиток несет высокие риски как для банка, так и для клиента, – считает начальник управления разработки и сопровождения карточных программ «НОМОС-Банка» Мария Синельникова. – Так как речь идет о кредитных продуктах, то любая неточность в адресе или чисто техническая ошибка при рассылке может привести к случайному попаданию кредитной карты к другому человеку, что в конечном счете может привести к судебным разбирательствам. В силу высоких рисков предпочтительнее выдавать кредитные карты в офисах и отделениях банка лично клиенту».
Многие банки уже отказались от почтовых атак на потенциальных клиентов – как правило, письма с кредитными картами получают лишь те, кто оставил соответствующую заявку на сайте банка. По мнению финансистов, в таком случае почтовая рассылка доказала свою эффективность и имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, заемщику не приходится лишний раз посещать банк – это не только экономит его время, но и существенно снижает нагрузку на операционные офисы.
«Получая кредитную карту по почте, клиент может активировать ее по телефону и спокойно использовать в дальнейшем, – говорит начальник департамента прямых продаж «Банка Хоум Кредит» Ольга Шамайко. – Почтовые рассылки – общемировая практика, которая хорошо себя зарекомендовала и в банковской сфере. Значительная часть клиентов кредитных организаций привлекается именно через этот канал. Кроме того, может использоваться и другой алгоритм: сначала формируется предложение для конкретного клиента, затем по телефону или при визите клиента спрашивают, хочет ли он получить подобное предложение, и только после согласия предложение высылается по почте».
Впрочем, по мнению аналитиков, ограничительные меры, в случае их утверждения, не приведут к каким-либо существенным изменениям на российском банковском рынке. Хотя, возможно, некоторым банкам, активно использующим такой инструмент для расширения розничной деятельности, придется пересмотреть свою стратегию и искать другие каналы продвижения услуг.
Стоит отметить, что, по данным Банка России, за первое полугодие 2011 года в стране эмитировано около 157,7 млн пластиковых карт. Объем операции по картам в прошлом году составил около 12,1 трлн рублей, а по итогам первого полугодия нынешнего года – около семи триллионов рублей (рост год к году – около 31,5%). В общем объеме операций по картам в первом полугодии 2011 года около 88,4% приходилось на операции по снятию наличных денежных средств, и только около 11,6% – на безналичную оплату товаров и услуг.