Сколько средств государство выделяет на лечение одного гражданина в год, на что чаще всего жалуются пациенты клиник, как продвигается реализация программы модернизации здравоохранения Самарской области? На эти и другие вопросы корреспонденту Dengi63.ru ответил исполнительный директор ТФОМС Самарской области Виктор Мокшин.
– Виктор Николаевич, какие итоги деятельности ТФОМС за первое полугодие вы можете подвести, в частности, как продвигается реализация программы модернизации здравоохранения Самарской области, финансирование которой осуществляется через фонд?
– Напомню, что программа модернизации направлена на создание условий для качественного и комфортного оказания медицинской помощи и предполагает проведение ремонта в кабинетах лечучреждений и закупку нового оборудования. В прошлом году на модернизацию лечебных сетей региона в рамках этой программы было выделено 1,5 млрд рублей. Если по закупке оборудования у специалистов ТФОМС нареканий нет, то относительно ремонта есть замечания. В частности, если в прошлом году были установлены факты медленного освоения средств по программе модернизации, отставание в выполнении работ от графиков, несоответствие проектной документации установленным нормативам, то в этом году мы видим результаты такого ремонта. Есть такие примеры медучреждений, где ремонт можно переделывать заново. Специалист фонда, осуществляя проверку выполненных работ, сталкивается с ситуациями, когда ремонтные работы в медицинских учреждениях, которые финансировались через фонд в рамках программы модернизации здравоохранения, выполнены некачественно. Например, в некоторых больницах области протекает отремонтированная кровля, течет новая сантехника, отстают обои, отваливается штукатурка, не работают светильники, пластиковые окна продуваются. Во многих больницах ощущение, что все ставилось наспех, лишь бы быстрее освоить средства. Многие подрядчики в силу ненадлежащего контроля со стороны заказчиков – главврачей или руководителей муниципальных образований области – отнеслись к этому ремонту как к разовой акции, в то время как модернизация предполагает собой, что ремонт делается как минимум на несколько лет.
– Какие еще нарушения были зафиксированы специалистами ТФОМС в отремонтированных больницах?
– В некоторых клиниках были зафиксированы факты искажения информации о фактически понесенных расходах на ремонт. То есть, когда оплачивались работы, которые фактически не производились, либо завышалась стоимость приобретенного оборудования или услуг. Например, одна из городских больниц оплатила компонент вентиляции, указав в смете, что его цена составляет около 200 тысяч рублей. Хотя по прайсу эта деталь стоит всего 500 рублей. В одной из поликлиник в Самаре в смете написано, что в кабинете установлено 18 светильников, на деле их оказывается шесть. Я думаю, что такими случаями будут заниматься соответствующие органы. В настоящее время эту ситуацию контролирует губернатор Самарской области и министр здравоохранения.
– Как вы думаете, что стало причиной такого отношения к бюджетным деньгам?
– Мотивы такого отношения могут быть разные, не исключено, что определенную роль в этом сыграло то, что экс-министр здравоохранения РФ Татьяна Голикова давала оценку работе регионов не по тому, как в них велась реализация программ, а по тому, как быстро они расходовали деньги. В лидерах были те регионы, которые раньше всех тратили деньги на капремонт и приобретение медицинского оборудования. А какой результат может быть при таких скоростях? В настоящее время новый министр здравоохранения Вероника Скворцова сделала заявление о том, что в скором времени во всех регионах будет проведена актуализация мероприятий по модернизации. То есть будут смотреть, насколько наши отчеты соответствуют действительности. Те муниципальные образования, которые имеют вышеуказанные нарушения, будут иметь бледный вид.
– Виктор Николаевич, а как обстоит сегодня ситуация с жалобами на медицинские учреждения?
– Все жалобы, которые пациенты больниц пишут, начиная от президента и министра здравоохранения, стекаются в ТФОМС Самарской области, так как полномочия по качеству оказания медицинской помощи переданы нам. Жалобы поступают, и они абсолютно разные. Как правило, они касаются качества медицинского обслуживания. По таким заявлениям специалисты фонда проводят экспертизу на местах. В ТФОМС Самарской области в настоящее время работают 254 внештатных эксперта. В том медучреждении, на которое поступила жалоба они оценивают первичную медицинскую документацию: какая услуга была оказана, в какие сроки, правильно ли пациенту поставили диагноз.
– А есть ли жалобы на взимание врачами денег за лечение?
– Да, такие жалобы поступают. Все они учитываются. Но, могу сказать, что по сравнению с прошлыми годами в настоящее время число таких жалоб резко сократилось.
– Какие санкции применяются к больницам на которые поступают жалобы?
– ТФОМС не наделен полномочиями назначать и применять санкции к медучреждениям или их персоналу. Мы можем только передать информацию в другие органы. Единственное, фонд может отклонить от платы счет на обслуживание пациента, который написал жалобу. То есть за плохо оказанные услуги больница деньги не получит. А так применение санкций к врачам – это полномочия главного врача.
– Что касается тарифов – сколько сейчас составляет тариф на медицинское обслуживание на одного человека в год?
– В текущем году Самарская область получила из федерального бюджета дополнительно 421 миллион рублей на оплату медицинской помощи. Эти средства сейчас распределяются между клиниками. Сейчас тариф на медицинское обслуживание составляет 4120 рублей на одного жителя в год. В 2013 году тариф вырастет на 40% и составит 5500 рублей. Основная доля этой прибавки пойдет на увеличение прибавки к зарплате врачей. Кроме того, в перспективе с 2013 года пенсионеры (мужчины 60 лет, женщины 55), обратившиеся в поликлинику, будут обеспечиваться медикаментами, положенными им по рецепту бесплатно. О таких изменениях уже было объявлено на совещании в Москве.
– Виктор Николаевич, известно, что с 2010 года вырос процент, который предприятия должны перечислять в Фонд на ОМС. Как предприятия отреагировали на повышение?
– В 2010 году тариф был увеличен с 3% до 5%. Действительно, многие ожидали, что предприятия будут уклоняться от оплаты. Но и в 2011 году и в 2012 году предприятия Самарской области показывают великолепную платежную дисциплину. В прошлом году в ТФОМС поступило 400 млн рублей отчислений сверх плана. Эти деньги пошли на оплату медицинской помощи. Поэтому платежная дисциплина на территории Самарской области положительная.
– Какие основные новшества ждут систему здравоохранения в 2013 году?
– Главное новшество – это переход на одноканальное финансирование. То есть все виды расходов будут аккумулированы в системе обязательного медицинского страхование и перейдут на страховой принцип. Это означает, что медицинские услуги будет оплачиваться по факту. Если услуга оказана не была то лечебное учреждение денег не получит.
– Как в настоящее время обстоит ситуация с медицинскими полисами? В начале года наблюдался их дефицит.
– Проблем с бланками полисов нет и не было. Если у человека уже есть полис, то он остается действительным, и нет нужды его менять. Новый полис выдается новорожденным, тем кто поменял фамилию или переехал в другой город, перешел из одной страховой компании в другую. По нормативам, в год ТФОМС должен выдавать количество новых полисов, равное 10% от застрахованного населения региона. Если население Самарской области составляет 3 млн 200 тысяч человек, то, соответственно на год нам выделяют 320 тысяч новых полисов. В прошлом году в Самарской области было выдано именно такое число новых полисов, столько же мы планируем выдать и в этом году. Суть в том, что полисы распространяются через страховые компании. И дефицит бланков в начале года был вызван конкуренцией между СК, после предоставления гражданам самостоятельно права выбора страховой компании. Компании жестко конкурировали и боролись за клиентов, в том числе нечестными способами переманивали их друг у друга. Были зафиксированы даже такие случаи, когда за переход из одной компаний в другую людям обещали выплатить премию 200-300 рулей. Узнавая о применении таких недозволенных форм конкурентной борьбы мы отказывали в выдаче новых полисов.