В легкой промышленности не так много предприятий, отмечающих 80-летний юбилей. Тем более таких, что твердо стоят на ногах и с уверенностью смотрят в будущее. Сегодня фабрика «Юничел» занимает лидирующие позиции на отечественном обувном рынке, представляя своим покупателям возможность из сезона в сезон носить комфортную и недорогую обувь. О том, как удалось сохранить предприятие, остаться верным традиционному качеству, развиваться в современных условиях и противостоять «китайской экспансии», рассказал генеральный директор ЗАО «Обувная фирма «Юничел» Владимир Денисенко.
– Владимир Степанович, с какими итогами предприятие подошло к юбилею?
– В нашей отрасли, действительно, мало предприятий, которые отмечают 80-летний юбилей. И еще нужно поискать такие, которые выжили в непростые 90-е, остались на плаву и уверенно стоят на ногах сегодня. В Челябинской области, откровенно говоря, таких предприятий немного, крупных среди них, кроме нас, вообще нет. А в советское время на Южном Урале легкая промышленность неплохо развивалась: в Златоусте работали кожгалантерейная и швейная фабрики, в Челябинске – две швейные фабрики, где было занято по полторы тысячи человек; в Магнитогорске – швейная и обувная фабрики. Сегодня их нет. Я считаю, наше самое главное достижение – мы смогли перестроиться и уверенно вписались в новую экономику. Смогли пережить напасти гайдаровских времен, когда легкая промышленность оказалась попросту не нужна и ставка была сделана на импорт. Недальновидная политика того времени привела к тому, что по уровню выпуска товаров легкой промышленности отрасль была отброшена в довоенное время – в 20-30-годы прошлого века.
Сейчас в производственных цехах «Юничел» трудятся почти 2500 человек: 1500 на головном предприятии в Челябинске, 550 – на Златоустовском филиале, созданном на базе обанкротившейся местной фабрики, и еще 350 – в Оренбурге. По итогам прошлого года объем производства достиг показателя в 3 миллиона пар обуви.
Сегодня мы занимаем первое место в России по выпуску кожаной обуви. На мой взгляд, это серьезные результаты. Есть фирмы, которые выпускают больше, но это в основном комнатная или текстильная обувь. Помимо этого, мы первые среди производителей по количеству фирменных магазинов: их в России уже 400.
– Насколько жесткой является конкуренция с китайский обувью?
– Сегодня китайцы обувают весь мир: производят восемь миллиардов пар в год. Они так же, как и мы, в составе ВТО. Но условия кардинально различаются. Они защищают свой внутренний рынок – пошлины на ввозимую обувь составляют от 25 до 100%. В России же наша отрасль совершенно не защищена. Различаются и условия развития бизнеса: у нас налоги в четыре-пять раз выше, чем в КНР. Кроме того, работодатели там не тратятся на высокую зарплату, пенсионные отчисления. В Китае благоприятный, теплый климат. Можно построить огромный сарай, провести туда свет и шить. В России же для организации производства требуются теплые помещения, хорошая вентиляция, аттестация рабочих мест. Я был на китайских производствах. Там просто нечеловеческие условия труда. В непроветриваемых помещениях производится много клеевых операций, учитывая, что используется ядовитая химия. Люди там работают по 10-12 часов. За счет льготных условий появляется разница в конечной стоимости продукта, и с этим, конечно, непросто конкурировать. Вот и получается, что привезти китайскую или турецкую обувь сегодня намного выгоднее, чем производить ее здесь. Если что-то случится, то наша страна самостоятельно не сможет обуть и одеть собственную армию.
Но это еще не всё. Дешевизна заморской обуви кроется в использовании ядовитой химии и синтетической кожи. Наверняка вы обращали внимание, когда заходите в некоторые обувные магазины, чувствуется резкий едкий запах. Китайцы используют для производства дешевый клей, содержащий ядовитые вещества, потому что экологически чистый итальянский, который, например, применяем мы, стоит на порядок дороже. Но самое страшное, что такую «ядовитую» обувь покупают детям.
Сегодня на российском рынке настоящей итальянской обуви не более 3-5%, она продается в дорогих бутиках и по карману не многим; чуть больше – около 20% – производят российские предприятия, все остальное – товар из Китая. Не секрет, что с недавних пор половина итальянской обуви также производится в Китае.
– Какие новинки представите в наступающем зимнем сезоне?
– Производство обуви тем и интересно: если не будешь обновлять коллекцию два раза в год, полностью меняя ассортимент и предлагая новые модели, то не выживешь. В прошлом году, учитывая наши суровые зимы, мы разработали модельный ряд обновленных валенок. Сначала представили детские, а в этом году выпустили и женскую и мужскую коллекции. Получилась очень теплая комфортная обувь из стопроцентного войлока, с натуральным мехом. Замерзнуть в таких невозможно! Я сам люблю природу, активный отдых и уже проверил их на себе. В них жарко даже в 40-градусный мороз! Пробно выпустили партию таких валенок, около 100 пар, на итальянской подошве с запатентованной системой противоскольжения: специальные шипы позволяют ходить в гололед.
Помимо этого, разрабатываем новую для нас тему – производство мокасин. Хочется, чтобы люди носили комфортную обувь. Специалисты, которые впервые выпустили обувь индейцев, подробно изучали технологию изготовления, особенно швы, именно в них кроется секрет мокасин. Мы специально побывали на итальянской фирме, работающей в этом направлении, закупили специальное оборудование. В настоящее время идет работа по внедрению женских и мужских моделей. Комфортная, экологически чистая и приятная обувь появится в наших магазинных в первом полугодии 2013 года.
– Как будет развиваться сеть фирменных магазинов «Юничел»?
– Юбилейный 2012-й год стал очень динамичным в плане развития торговой сети. Открылось около 100 новых магазинов, как на уже освоенных территориях, так и в новых регионах. Наша обувь широко представлена в Челябинской, Свердловской областях, Башкирии и Татарстане: там открыто по 30-40 магазинов. Мы, как правило, заходим в областные центры и города с населением от 140 тысяч человек, постепенно осваивая таким образом регион. В этом году после шестилетнего перерыва наша обувь вновь появилась в Новосибирске – там открылось пять магазинов. Продвинулись на Алтай – магазины появились в Барнауле. Пока мало присутствуем в Москве, но будем развиваться и там. Не зайдя в столицу, считать себя национальной компанией несолидно. В Москве развитие тормозится, прежде всего, высокими арендными ставками, столичными ценами на рекламные услуги. Там своя арифметика: чтобы работать и развиваться, нужно делать торговую набавку не менее 150%. Все так и делают. А это неизбежно влечет за собой рост цен на обувь, поэтому мы в столице развиваемся осторожно. Хотя в двух существующих московских магазинах дела идут неплохо.
– Владимир Степанович, напоследок, юбилейный вопрос! Как коллектив готовится к юбилею? Чем порадуете сотрудников в праздник?
– Уже подписаны приказы о праздничных премиях, о награждении ветеранов и старейших работниках. Их, кстати у нас более 70 человек – тех, кто проработал на предприятии 40 и более лет. Это очень ценно. И как ни банально звучит, люди – это наше главное достижение! Всеми успехами, победами и результатами мы обязаны именно им и этот юбилей – это их праздник!
Магазины «Юничел» в Самаре:
ул. Стара-Загора, 135;
ул. Победы, 95;
ул. Гагарина, 30;
ул. Советской Армии, 239;
пр. Ленина, 6;
пр. Металлургов, 80;
ул. Урицкого, 2;
г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, 4 / ул. Фрунзе, 20;
г. Новокуйбышевск, ул. Пирогова, 16;
г. Чапаевск, ул. Запорожская, 14а.
На правах рекламы.