Бизнес Крупным сетям не хватает самарских продуктов

Крупным сетям не хватает самарских продуктов

Возможно, в скором времени в федеральных супермаркетах самарцы смогут купить больше товаров местного производства. Городские парламентарии озаботились вопросом смягчения условий допуска на прилавки федеральных торговых сетей продукции местных производителей. Добиваться этого планируют через изменения в федеральное законодательство.

«Здесь, на месте, своя продукция совершенно не востребована. Не существует выстроенной цивилизованной дистрибуции, нормальных цивилизованных отношений между предприятием и торговыми сетями», – рассказывал ранее в своем интервью Dengi63 генеральный директор ЗАО СМФ «Верола» Евгений Сальников. По его словам, сегодня поведение сетей и ритейла к местным товаропроизводителям отвратительное, оно ничего общего не имеет с рынком. «Закон «О торговле» написан в угоду торговым сетям, а не производителям. Он не облегчил наше положение, а, наоборот, только ухудшил его. В результате год от года условия работы с сетями становятся все жестче», – говорит Евгений Сальников.

В городской думе констатируют: основная причина такого положения дел – очень жесткие требования к допуску продукции на прилавки и невозможность местных товаропроизводителей выдержать их. Речь идет об ассортименте продукции, сроках поставки, качестве продукции, сроках хранения.

Проблема присутствия продукции местных товаропроизводителей на полках федеральных торговых сетей сегодня, действительно, имеет место быть, – соглашаются в городском парламенте. Как рассказал 63.ru председатель комитета по экономике городской думы Самары Вячеслав Кузин: «Доступ никто не ограничивает. Винить сети в том, что вместо самарской продукции они берут на реализацию товары из Краснодара или Ставропольского края, нет никакого смысла. Сегодня есть ФЗ «О торговле», в рамках которого работают все ритейдеры в России, поэтому сознательно чинить препятствия сети не могут. Однако любое сотрудничество – это договор между двумя сторонами, и федеральные сети могут пересмотреть некоторые пункты взаимодействия с самарскими производителями и пойти им навстречу, но пока они не спешат этого делать», – отметил господин Кузин.

По словам Вячеслава Кузина, в настоящее время принято решение поддерживать местные городские и областные продуктовые сети, например такие как «Пчелка», а так же создать рабочую группу, в которую войдут как депутаты, так и предприниматели. В частности, парламентарии намерены добиваться пересмотра квот для региональных товаропроизводителей с 25% до 15-10%.

Как считает Вячеслав Кузин, после пересмотра требований на полках супермаркетов и гипермаркетов может появиться больший ассортимент хлебобулочных изделий, мясных и колбасных изделий, конфет, а также макаронных изделий местного производства, например фабрики «Верола». По словам генерального директора ЗАО «Верола» Евгения Сальникова, в настоящее время из трех производственных линий, установленных на его предприятии, сейчас загружена только одна – на фабрике отсутствуют заказы.

Экс-директор Средне-Волжского филиала Х5 Retail GroupВладимир Рыжков не считает эту проблему новой. «Я 10 лет работаю в ритейле, и 10 лет периодически всплывает эта тема. Я считаю, что это чистой воды популизм, не рыночная и не совершенная форма взаимодействия властей и бизнеса. Покупатель сам диктует, что должно быть на прилавке, что он хочет там видеть. Любой сетевик с удовольствием возьмет продукцию местного производителя, которая соответствует стандартам качества и пользуется спросом. Сегодня на прилавках крупных сетей есть15-20% товаров местных производителей – это молочная продукция, напитки, в частности алкогольные. Я думаю, что в данном случае, такое пристальное внимание у этому вопросу – это лоббирование продукции одной, максимум двух компаний».

По оценкам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, теоретически рациональное введение подобных требований может выступать довольно сильным драйвером поддержки местного производства и стимулировать рост локальной экономики. Впрочем, отмечает эксперт, одновременно присутствуют и значительные риски формирования неэффективности, и по этой причине механизмы преференций должны быть, конечно, максимально гибкими с целью не допустить закрепления неоправданного и избыточного квотирования. Совершенно очевидно, что с учетом высокой зависимости от импорта и сравнительно низкого уровня развития внутреннего производства далеко не во всех товарных группах и не на всех региональных рынках квота в 25% может быть реально обеспечена за счет продукции локального производства. Кроме того, необходимо учитывать, что даже административное выделение подобной квоты в ассортименте торговых предприятий вовсе не обязательно будет гарантировать сопоставимый рост продаж – конкурентоспособность локальной продукции серьезно варьируется. В случае реализации негативных сценариев эти факторы и, вероятно, целый ряд других частных причин будут приводить к росту издержек профильных участников рынка розничной торговли, которые последние постараются в значительной степени переложить на конечного потребителя.

Если рассматривать сектор продовольственных товаров, то важно подчеркнуть, что в силу, как правило, преимущественно небольшого масштаба бизнеса локальных агропромышленных хозяйств, их ограниченных логистических возможностей, а у совсем небольших хозяйств обычно и отсутствия мощностей по первичной переработке, сортировке и упаковке продукции их возможности в части дистрибуции товара в современные каналы конечной реализации априори ограничены.

«Поэтому такие каналы дистрибуции как сетевая розничная торговля для небольших локальных производителей по объективным причинам малодоступны. Крупный сетевой ритейл – технологичный бизнес. Для сетевого ритейла рентабельной может быть только централизованная работа со сравнительно крупными поставщиками, строго выдерживающими необходимые условия в части объемов, качества и логистики, что позволяет экономить на масштабе, сокращать издержки и создавать типовое, унифицированное, но одновременно весьма конкурентоспособное по цене предложение для потребителя. Как правило, жестким требованиям ритейла, отвечают преимущественно компании со средним и крупным в размерах локального рынка масштабом производства. Поэтому компании с небольшим объемом производства, как правило, либо реализуют продукцию оптовым покупателям, либо, если такой производитель все-таки предпочитает нести издержки по работе на розничном уровне и в случае успеха консолидировать дополнительную маржу, на профильных розничных рынках и ярмарках, а также в независимых торговых объектах», – считает эксперт.

Фото: Фото с сайта Afisha.gorodkirov.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления