События, которые произошли в банковской сфере в конце прошлого года, могут стать драйверами роста финансовой грамотности населения в стране. По оценкам социологов, если раньше основными источниками информации о кредитных организациях для большинства были их знакомые и родственники, то сейчас наши сограждане стали все чаще обращаться к рейтингам надежности банков, а также мнениям независимых экспертов.
По итогам прошлого года Центральный банк лишил лицензий несколько десятков российских банков. В том числе, такое решение было принято и в отношении региональных Волго-Камского банка и Волжского социального банков. Еще один самарский банк – КБ «Солидарность» – попал под процедуру санации.
По оценкам экспертов, в 2014 году регулятор продолжит применять жесткую политику по отношению к участникам банковского рынка. Так, по прогнозам специалистов рейтингового агентства «Эксперт РА», в текущем году может быть отозвано еще до 50 банковских лицензий. Такую позицию агентство излагает в обзоре «Банковский сектор в 2014 году». По словам директора по банковским рейтингам агентства Станислава Волкова, некоторые из банков, находящихся в зоне риска, – из второй и третьей сотни, большинство – более мелкие.
Социологи из Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) констатируют, что массовый отзыв лицензий у российских банков в конце прошлого – начале этого года заставил жителей страны пересмотреть свои взгляды на выбор кредитной организации, которой они собираются доверить свои средства.
Как показали результаты проведенных исследований, в поисках надежного мнения россияне традиционно спрашивают своих знакомых и родственников об их личном опыте обращения в тот или иной банк, просят их поделиться знаниями, впоследствии доверяя этой информации. Об этом заявили 59% респондентов. Еще около четверти россиян относят к надежным источникам информации отзывы пользователей финансовых услуг на интернет-форумах или в прессе.
По данным опросов НАФИ, за последние два года значительно возросла доля тех, кто доверяет и обращается к рейтингам банков, составляемым специализированными агентствами – с 19% до 27%. На уровне тенденции исследователи отмечают и рост доверия населения к советам авторитетных экспертов – финансовых аналитиков, представителей государственных органов и других.
А вот уровень доверия к официальным источникам остается невысоким: телевизионным репортажам доверяют лишь18% респондентов, статьям в печатной прессе – 11%, банковской рекламе – 7%. Еще меньшего доверия заслуживают индивидуальные предложения от банка – телефонные звонки или письма от кредитно-финансовых организаций как источники информации о банке. Их воспринимает всерьез не более 5% опрошенных.
«Нестабильная ситуация на российском банковском рынке, сложившаяся за последние месяцы, создает у потребителей финансовых услуг потребность в полной информации о кредитно-финансовой организации. Если в более стабильный период россиянам было достаточно обратиться к мнению других потребителей о тарифах или качестве обслуживания, то при повышении значимости такой характеристики банка как надежность, данного источника информации становится недостаточно», – отмечает руководитель Департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.
По ее словам, информационный вакуум вынуждает потребителей искать источники, которые позволили бы оценить банк не только как поставщика услуг, но и как игрока на финансовом рынке. Другими словами, потребители ищут способы оценить устойчивость банка в нестабильных экономических условиях, и рейтинги аналитических агентств, а также мнения экспертов, дают им такую возможность. «Можно сказать, что последние события на финансовом рынке могут стать драйвером к повышению финансовой грамотности и ответственности некоторых категорий россиян», – считает эксперт.
"Массовые отзывы лицензии у банков повлияли на предпочтения потребителей. Примерно с ноября месяца прошлого года мы наблюдаем отток средств со счетов банков с сомнительной репутацией в государственные, крупные частные банки, а также банки с иностранным капиталом, - говорит директор сети операционных офисов Райффайзенбанка в Самаре Ирина Андрейченко. - И привлекательная ставка сегодня не является столь весомым фактором при выборе банка по сравнению с прошлым годом. В сегодняшних условиях клиенты прежде всего смотрят на надежность и стабильность банка, его финансовую устойчивость и рейтинги".
"Несомненно, интерес к изучению банков, отзывов клиентов, рейтингов с осени значительно увеличился. Клиенты пытаются разобраться в банках и их продуктах. Однако доверие к банковсковской системе снизилось. Часть населения доверяет лишь крупным банкам и никому больше, а это снижвет конкуренцию и мотивацию крупнейших банков к развитию. Более того, концентрация активов в ТОП-5 увеличивается и сейчас выше 53%", - говорит аналитик Инвесткафе Михаил Кузьмин.
Эксперты согласны, нестабильность в банковском секторе оказала влияние на рост финансовой грамотности. "Если человек умеет читать и считать, то у него есть всё, чтобы грамотно управлять личными деньгами. Необходимо только желание подумать, разобраться, сопоставить. Соответственно, нежелание думать и разбираться опасно тем, повышается риск переплатить там, где это этого можно избежать или соблазниться доходом "из воздуха", даже не поинтересовавшись репутацией потенциального партнёра - банка или другой финансовой организации. Безусловно, такие встряски в банковском секторе способны подстегнуть человека к более вдумчивому управлению своими финансами, но никакие внешние ситуации не смогут научить его человека учиться, если он того не желает", - отметила Ирина Андрейченко.
По словам Михаила Кузьмина, немаловажно, чтобы банки сами стали драйверами повышения финансовой грамотности, ведь именно им необходима лояльность клиентов, отсутствие которой породило целый ряд проблем в конце года.
Фото: Фото с сайта News.ub.ua