За тотальный запрет коллекторской деятельности высказалась Общественная палата. По мнению правозащитников, методы выбивания долгов, применяемые профессиональными взыскателями, находятся вне правового поля. Один из недавних вопиющих случаев, получивший широкий общественный резонанс, – сотрудник коллекторской фирмы в Ульяновской области бросил бутылку с зажигательной смесью в окно дома, и при пожаре серьезные ожоги получили двухлетний ребенок и его дед-должник. Насколько велика вероятность того, что коллекторы окажутся вне закона – в материале нашего сайта.
На рассмотрении в Госдуме находится сразу три версии законопроекта, регламентирующего деятельность коллекторских агентств: от партии «ЛДПР», «Справедливая Россия» и Совета Федерации. Авторы инициативы сошлись во мнении, что следует четко регламентировать права и обязанности коллекторов, ввести обязательное лицензирование коллекторской деятельности, страхование профессиональной ответственности и надзор как со стороны Центробанка, так и пока не существующей саморегулируемой организации. Кроме того, как заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, необходимо ограничить использование коллекторами методов психологического террора, которые выглядят цивилизованными лишь на фоне применения зажигательных смесей.
Стоит отметить, что крупнейшие коллекторские агентства также выступают за скорейшее принятие закона. Как считает президент коллекторского агентства «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева, принятие отдельного закона сможет полностью решить вопрос о прекращении существования так называемых «серых» коллекторских агентств. «Именно на эти организации поступает 99% всех жалоб от должников. В своей работе они могут применять любые, в том числе и сомнительные с точки зрения законодательства методы взыскания», – добавила Елена Докучаева. Полный же запрет деятельности коллекторских агентств, по ее мнению, ни на руку ни банкам, ни самим заемщикам. «В первую очередь, это отразится негативным образом на самих гражданах, для которых, с одной стороны, крайне затруднится получение кредитов, а для многих кредитование просто станет недоступным, а с другой стороны, те, кто уже оказался в сложной ситуации с возвратом кредита, лишатся возможности погасить его в досудебном порядке», – поясняет Елена Докучаева.
Однако станет ли принятие закона гарантом того, что коллекторы уже не будут переходить допустимые этические и правовые границы? Не все эксперты готовы поручиться на этот счет. «Я думаю, что одним законом эту проблему не решить. Необходимо ужесточить правила «входа в профессию», например, создать институт лицензирования по аналогии с частными охранными предприятиями. Это позволяет эффективно воздействовать на тех представителей профессии, которые отказываются подчиняться правилам», – прокомментировала юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Дарья Ремнева. По ее мнению, установленный законом регламент работы коллекторов – это уже большой прогресс, так как у должников, с которыми коллекторы ведут себя неадекватно, появится возможность жаловаться более «адресно» и конкретно. Но в отсутствие санкций нормы закона соблюдаться не будут. Причем жестких санкций: штрафов в размере, реально сопоставимым с нарушением, лишение права заниматься соответствующей деятельностью, введение уголовной ответственности. «В противном случае, это все равно, что запретить переход дороги в неположенном месте и не ввести за это штраф. Пешеходы будут переходить дорогу, где им удобно, не считаясь с правилами», – добавила юрист.
С долей скепсиса воспринимает новый закон и директор юридического бюро «Равинер и партнеры» Светлана Равинер: «Практика показывает, что коллекторы не могут действовать в рамках правового поля. Поэтому мое мнение сводится к тому, что коллекторские агентства как организации, действующие методами схожими с методами криминальных сообществ, следует признать вне закона и запретить эту деятельность». По мнению юриста, необходимо увеличить штат судебных приставов, чтобы данная служба более качественно выполняла функции, возложенные на неё государством.
С ней согласен первый заместитель председателя комиссии по безопасности и работе с ОНК Общественной палаты Дмитрий Чугунов. «Коллекторы сегодня – это рэкетиры, преступники. Случай в Ульяновске показателен, но далеко не единственный. Дело даже не в применении физической силы. Коллекторы используют в своей работе в том числе и психологическое давление – «ломают» людей, угрожают, хотя на это они не имеют никакого законного права», – заявил Дмитрий Чугунов. Общественник заметил, что в коллекторы в большинстве своем идут люди, у которых, как принято говорить, в жизни не сложилось, а коллекторство – это садистское удовольствие. «Видимо, должно было произойти что-то вопиющее, чтобы, наконец, эта проблема вызвала широкое обсуждение, хотя ужасающие случаи уже были и до этого – от нанесения тяжких телесных повреждений до доведения до самоубийства. Несмотря на заведение уголовных дел, хозяева коллекторских агенств просто набирают точно таких же отмороженных вышибал на место выбывших», – добавил Дмитрий Чугунов.
Председатель ЧРОО по защите прав заемщиков «Союз» Евгений Кадников подтверждает: в практике – уже сотни подобных случаев, включая стрельбу, попытку угона автомобиля, поджоги, летящие в окна кирпичи. Однажды сотрудники коллекторской фирмы подкараулили во дворе ребенка должника и «для острастки» затолкали его в багажник автомобиля. «Я – за то, чтобы вернули прошлый закон об отзыве лицензий у подобных «серых» организаций и банков, передающим задолженность им на взыскание», – прокомментировал правозащитник. Евгений Кадников отметил, что «спираль насилия» только набирает обороты, учитывая, что даже муниципальные и государственные учреждения стали прибегать к услугам коллекторов.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com