Бывший охранник самарского ночного клуба Александр Добровидов стал основателем первой в Самаре чешской пекарни. Оказалось, не обязательно быть поваром, чтобы открыть свое дело в общепите. Мы встретились с Александром и узнали, как он решил стать предпринимателем, откуда появилась идея создания такого необычного формата для Самары, а также как не прогореть и не перегореть самому.
«Надоело работать на дядю»
С другом Сергеем он работал в одном самарском клубе. Переехав из деревни, амбициозный молодой человек мечтал покорить город. Но график в клубе оказался ночной, а зарплата оставляла желать лучшего. В один момент надоело работать на дядю, и они решили попробовать открыть что-то свое.
— До трдельников мы занимались сетевым маркетингом и пиротехникой. В основном это был цветной дым. Но оказалось, что в несезон это дело было неприбыльным. Захотелось придумать что-то серьезное, а в то время был бум на пекарни, которые открывались на каждом шагу. Эта идея показалась нам интересной, и мы решили ее подхватить, — рассказал Александр.
Недолго думая, тогда еще неопытные парни пошли в самую известную булочную с предложением купить у них франшизу. Их продукция показалась им вкусной и недорогой. Но именно эта пекарня в Самаре не продавалась. Оказалось, что у нее был единственный хозяин, который выкупил эксклюзивные права на нее. Остальные булочные недотягивали, поэтому они решили двигаться в этом направлении, но уклон сделать на эксклюзивность. Все пекарни были между собой похожи, с одинаковым ассортиментом, а им захотелось удивить народ. Поискав различные идеи в интернете, случайно наткнулись на трдельники. Продукт выглядел красиво, имел историю, но самое главное, такого в нашем городе еще не было. Сначала первые трдельники появились в Санкт-Петербурге, затем в Москве и только потом в Самаре.
Единственная чешская пекарня в городе появилась осенью 2017 года на улице Ленинградской. Заведение планировали как мини-кафе, где можно посидеть, пообщаться, заодно и вкусно поесть. Кроме трдельников продавали штрудели и кофе.
На открытие уютного места ушло больше средств, чем было выделено. Предпринимателям пришлось влезть в долги и кредиты, но отступать уже было поздно. Спустя несколько месяцев бизнесмены поняли, что доход это дело приносит скромный, а почти все деньги уходят у них на очень дорогую аренду. Так они приняли решение поменять формат заведения и переехать в другое место. Саше пришлось продолжать одному, так как он видел в этой идее перспективу. А его партнер решил посвятить себя семье.
Переезд оказался очень сложным. Пришлось продать машину, чтобы остаться на плаву. Новым местом стал парк Гагарина. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году это место было хлебным. Но встать там оказалось проблематично, поэтому выбор пал на Революционную.
После ремонта и обновления оборудования чешская пекарня обосновалась в новом павильоне. Уже во второй раз дела пошли в гору. На этот раз сыграла не локация, а сама идея. Клиенты, которым полюбилось чешское лакомство, приезжали с другого конца города ради любимой выпечки. А некоторые даже из ближайших городов области. Помогали и друзья, которые приходили поддержать вновь начинающего монополиста. В новом месте Саша работал один 9 месяцев почти без выходных. Параллельно он участвовал в различных ярмарках, после которых появлялись новые постоянные клиенты.
В один момент случилась судьбоносная встреча. В пекарню пришел мужчина, который побывал в Чехии и оказался в восторге от их традиционного блюда. Позже выяснилось, что о существовании чешской выпечки в Самаре он не знал. Но ему так понравилось местное производство, что он решил предложить сотрудничество. Так появилась новая совместная локация на самарском Арбате.
Также на одном из фудмаркетов нашлись молодые ребята, которые предложили объединиться и открыть совместную точку около ТЦ «Скала». Взвесив все плюсы и минусы, Саша принял решение переехать в новое место на Московское шоссе.
Конкуренция шаурме
Трдельник — это традиционная чешская выпечка. Название лакомства происходит от слова «трдло». Это тот самый вертел из дерева, на который по спирали наматывается дрожжевое тесто. Затем обсыпается сахаром и корицей и выпекается на гриле или в печке в течение 8 минут.
По желанию можно выбрать любой наполнитель. От разнообразия разбегаются глаза. Внутри трдельник обмазывают шоколадной или арахисовой пастой, добавляют клубнику или банан, а для любителей послаще булочку дополняют мороженым, взбитыми сливками или фисташковым кремом. Сверху также обсыпают всевозможной сладкой посыпкой. Сам по себе трдельник калорийный. Это 337 калорий в обычной булочке без начинки. Но, кажется, это не останавливает любителей необычной трубочки.
Сейчас в ассортименте уже 12 разновидностей с необычными названиями. Для любителей мясных блюд основатель чешской пекарни совместно с профессиональным шеф-поваром придумали новую сытную разновидность и разработали новые наполнители. На это их натолкнул большой спрос у клиентов на шаурму. Так и появились новые виды трдельников с лососем и огурцами, курицей с сыром, ветчиной и грибами и колбасками с томатами. Они не только вкусные, но еще и красивые.
— Это интересно, уникально, вкусно и необычно. Для нашего города это новинка, а конкурентов в этой сфере нет вообще, — поделился своим мнением предприниматель.
Удивительно, но когда открылась первая мини-кофейня, ее основатели готовили трдельник по рецепту из интернета и были абсолютно уверены в том, что он единственный. При раскатке тесто рвалось, а в печи сползало с валика. При этом его нужно было есть сразу после приготовления, иначе он быстро черствел.
Но спустя месяц удалось найти настоящий чешский рецепт, который был абсолютно другой. Этот секрет стал главной фишкой. После этого не только поднялись продажи, но и появилось много довольных клиентов, которым самарская булочка показалась даже вкуснее, чем в месте ее зарождения. А некоторые постояльцы умудрялись приходить даже по несколько раз в день.
Постоянных клиентов у чешской пекарни много. Как оказалось, многие самарцы уже были в Чехии, поэтому приходили сравнить выпечку и вспомнить тот неповторимый вкус. А многим жителям города трдельник полюбился за простоту и наполнение. В основном люди приходили целенаправленно — либо по совету, либо уже знали об этом лакомстве. Так, теперь многие клиенты стали постоянными и не раз приезжали за булочкой в новые точки. Так как у них нет конкурентов, за трдельниками любители выпечки следуют по всему городу, куда бы те не переехали.
Бывает, люди совсем не знакомы с этой новинкой и даже не знают, что такое существует в их городе. Но, попробовав один раз, никто не останется равнодушным к ароматной выпечке. 99% посетителей остаются довольны ассортиментом, и только 1% знатоков считают, что в Чехии все-таки лучше.
Но, как говорится, на вкус и цвет. Конечно, разнообразию в другой стране можно только позавидовать, там они продаются на каждом углу во всевозможных вариациях. Зато самарскому предпринимателю всегда есть к чему стремиться. Кроме того, все пожелания покупателей непременно учитываются.
Конечно, трдельники дороже, чем та же шаурма. Для самарской выпечки ингредиенты поставляют компании из других стран, например, шоколадная паста из Италии, дрожжи из Польши, а фисташковая паста из Германии.
«Не имей сто рублей, а имей сто идей»
Конечно, не бывает бизнеса без проблем. Самый сложным у молодого бизнесмена оказался период работы в одиночку без какой-либо поддержки. Помимо этого, была сложность с наемными сотрудниками, которым не хватало ответственности и понимания. Многое в приготовлении зависело от рук работника и его усердия, несмотря на то, что есть технологии и стандарты, но продавцы это усвоить не могли.
Сейчас у хозяина пекарни грандиозные планы. Он планирует довести свое дело до идеала. В голове много идей, осталось только их реализовать.
— Со временем, помимо двух павильонов, откроются новые точки. Но на каждом шагу они не нужны, так как это эксклюзивный продукт и пока мало кому понятен. Также наладится доставка по всему городу. Возможно, в будущем самарцы распробуют ароматные булочки, и они займут важную часть в их жизни, — надеется основатель пекарни.
У настоящего предпринимателя должен быть еще миллион идей наперед, считает Александр. Дорабатывая чешский бизнес, он придумал и начал реализовывать новые проекты. Таким же молодым предпринимателям советует обязательно верить в свои силы и никогда не сдаваться на полпути, потому что никто не знает, когда и как выстрелит твой начинающий бизнес.
— Не останавливайтесь на полпути, несмотря на трудности. Они будут всегда, даже если кажется, что все хорошо. Если бы в начале я все бросил, трдельников не было бы вообще. Много раз их пытались открыть и до меня, но что-то не складывалось. Вдвоем было непросто, а одному еще тяжелее. Очень важно быть заряженным на свое дело и результат. И никогда не стоять на месте, чтобы бизнес не прогорел, — напоследок советует Александр Добровидов.
Для начала любому начинающему нужно запастись терпением. Если появилась задумка, нужно начинать реализовывать ее, не задумываясь. Выстрелить в самом начале пути всегда очень сложно. Необходимо понимать, что сразу дело не пойдет никогда. Опыт обязательно придет со временем. Главное — это верить в свою идею, чтобы не перегореть самому.