Организации, которые занимаются уборкой снега в Самаре, попали под прокурорскую проверку. В частности, надзорное ведомство попросили проверить взаимоотношения муниципального предприятия «Благоустройство» с ООО «Кедр-1». Кто стоит за этой компанией? И сколько денег она получает из городского бюджета? Подробности в нашем материале.
С уборкой снега в этом зимнем сезоне в Самаре возникли проблемы. Прокуратура области выдала исполняющему обязанности главы Самары Владимиру Василенко предостережение. Сотрудники ведомства заявили, что улицы и дворы города очищают некачественно и назвали причины: проблемы обеспечения техникой, резервами ГСМ, людскими резервами.
Но у некоторых политиков возникли подозрения, что за этим кроется нечто большее. Вот какое обращение направил прокурору региона Сергею Берижицкому депутат Государственной думы от Самарской области Александр Хинштейн.
МП «Благоустройство» и ООО «Кедр-1» мэрия Самары сама называет основными подрядчиками по уборке снега в городе. Посмотрите на инфографику администрации о распределении обязанностей по наведению порядка на улицах.
МП «Благоустройство» учреждено администрацией Самары и существует на средства местного бюджета. Регулярно получает контракты от Департамента городского хозяйства и экологии на зимнюю и летнюю уборку улиц, ямочный ремонт дорог. В справке о МП на сайте мэрии указано, что для выполнения этих работ у организации есть более 1000 сотрудников и 476 единиц спецтехники.
В системе «Контур.Фокус» указано, что ООО «Кедр-1» учреждено в 2011 году. Уставной капитал действительно составляет 10 тысяч рублей. Количество сотрудников — 67. В базе обозначено, что организация получает контракты от структур муниципалитета и региона с 2014 года. Изначально это были в основном субподряды на содержание дорог и газонов, ямочный ремонт проезжей части, уборку улиц зимой и летом, нанесению разметки от МП «Благоустройство». Причем практически все аукционы проводили как закупку у единственного поставщика.
Например, в 2014 году организации заключили 21 контракт на общую сумму более 400 миллионов рублей. У самого МП на тот момент был подряд от департамента благоустройства и экологии (сейчас — департамент городского хозяйства и экологии. — Прим. ред.) на выполнение технологического комплекса работ по обеспечению эксплуатационного состояния дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства. Цена контракта составила 961,36 миллиона рублей. По отдельным договорам МП проводило работы по ремонту проезжих частей и дворов.
В 2015 году МП получило контракт сроком на три года от мэрии на сумму почти в три миллиарда рублей. И «Кедр-1» вновь был нанят в качестве субподрядчика. Правда, суммы оказались поскромнее. Цена всех контрактов, заключенных между «Благоустройством» и компанией, в 2015 году составила 197,57 миллиона рублей, в 2016 году — 154,7 миллиона рублей, в 2017 году — 41,7 миллиона рублей, в 2018 году — 282,84 миллиона рублей.
Но вдобавок к этому «Кедр-1» получал субподряды от других муниципальных предприятий — «Спецремстройзеленхоз», «Универсалбыт» и «АСАДО» (подрядчик Минтранса по уборке дорог), заключал контракты с МП «Ярмарки Самары», администрациями районов, мэрией Самары, управлением капстроительства Самарской области. В частности, в 2018 году компания начала заниматься уборкой дорог и территории около стадиона «Самара Арена».
В 2019 году субподрядов от МП «Благоустройство» у «Кедр-1» не было. Прямые контракты на уборку и содержание улиц компания заключала с муниципальными учреждениями районных администраций, администрациями районов и департаментом городского хозяйства и экологии. Сумма составила 441,8 миллиона рублей. Также организация снова получила контракты на уборку территории около «Самара Арены», дорог в селе Лопатино Волжского района (там расположен Южный город. — Прим. ред.) И субподряды от «АСАДО».
В 2020 году городские власти также заключили отдельные контракты с «Благоустройством» и ООО «Кедр-1». Согласно данным системы «Контур.Фокус», в 2020 году МП получило подряды на общую сумму 1,48 миллиарда рублей:
23 декабря 2020 года — выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского районов Самары, цена контракта — 523 570 648,34 рубля;
8 июля 2020 года — выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния и ремонту автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского районов Самары, цена контракта — 574 775 068,88 рубля;
13 апреля 2020 года — выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского районов Самары, цена контракта — 355 701 386,31 рубля (исполнен частично, исполнение прекращено);
18 марта 2020 года — выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов их обустройства, расположенных в границах Самары, цена контракта — 60 503 360,3 рубля.
МП «Благоустройство» также имеет практику заключения контрактов на оказание транспортных услуг и услуг специальной техники. Только за декабрь 2020 года — январь 2021 года проведено более 40 таких закупок стоимостью 0,9–1 миллион рублей каждая. При этом информации о подрядчике нет ни в системе «Контур.Фокус», ни на сайте госзакупок.
«Кедр-1» в 2020 году получил подряды от Департамента городского хозяйства и экологии Самары на выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния и ремонту автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства в Самарском и Кировском районе:
29 декабря, стоимость — 51,19 и 138,53 миллиона рублей соответственно (договоры действуют до 31 декабря 2021 года);
30 июня, стоимость 46,49 и 140,14 миллиона рублей (договоры действуют до 31 января 2021 года);
31 марта и 1 апреля, стоимость 34,5 и 92,78 миллиона рублей (исполнение прекращено, частично исполнен).
Также компания выступает подрядчиком властей районов Самары по благоустройству территорий. Весной она выиграла контракты от администрации Кировского района и МБУ «Промышленный» общей стоимостью чуть более 58 миллионов рублей. Работы выполнили частично. Исполнение контракта приостановили.
29 декабря 2020 года «Кедр-1» заключил контракты с МБУ «Промышленный», МБУ «Советский» и администрацией Кировского района. Цены контрактов составили 39, 32 и 23,8 миллиона рублей соответственно. Срок выполнения работ — до 31 декабря 2021 года. Причем изначально сотрудники МБУ «Промышленный» и МБУ «Советский» устанавливали цену контракта в 71 миллион рублей каждый.
Из этих контрактов следует, что МП «Благоустройство» обслуживает в Самаре Куйбышевский, Ленинский, Железнодорожный, Советский, Октябрьский, Промышленный и Красноглинский районы, «Кедр-1» — Самарский, Кировский, Промышленный и Советский районы.
Посмотрим список контрактов «Благоустройства» и ООО «Кедр-1» с 2014 по 2020 год. При этом МП работает в убыток — согласно сведениям из системы «Контур.Фокус», в 2019 году он составил 243,8 миллиона рублей. У «Кедр-1» же 2019 год был доходным. Прибыль составила 7,4 миллиона рублей.
Кто владеет ООО «Кедр-1»
В системе «Контур.Фокус» указано, что ООО «Кедр-1» полностью принадлежит Виталию Валериевичу Зайцеву. Полный тезка и однофамилец Виталия Зайцева несколько лет назад был указан на официальном сайте ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) в качестве начальника управления «Сервисно-технический центр».
ООО «Средневолжская газовая компания» работает на самарском рынке с 1998 года. Сейчас организацией руководит Иван Аветисян — сын известного самарского бизнесмена, владельца холдинга «Волгопромгаз» Владимира Аветисяна. Сам Владимир Аветисян работает в «Роснано» — курирует проектный центр, но, судя по данным системы «Контур.Фокус», опосредованно входит в число учредителей СВГК через ООО «Самарапром-99».
Сейчас Виталий Зайцев проходит в качестве учредителя еще в шести организациях, помимо ООО «Кедр-1». В их числе — ООО «Объединенная транспортная карта». Виталий Зайцев владеет ей пополам с Алексеем Ушамирским. Компания является оператором всех транспортных карт в Самаре. Еще 45% Зайцеву принадлежат в ООО «Транспортная карта».
Алексей Ушамирский владеет несколькими компаниями. Самая крупная — ГК «Вид». Также бизнесмен является учредителем «Средневолжской логистической компании», «БФ-Сафари» (занимается охотой, отловом и отстрелом диких животных), «Объединенной транспортной карты» (оператор транспортных карт Самары), гостиничного комплекса «Три вяза». Кроме того, Алексей Ушамирский выступает президентом фонда поддержки общественных инициатив «Мы вместе». В сентябре 2020 года кипрская газета Politis сообщила, что у Алексея Ушамирского есть гражданство Кипра.
Зайцев полностью владеет компанией «Технопарк». В 2015–2016 годах она заключала контракты с МП «Благоустройство» на оказание транспортных услуг и услуг специальной техники, выполнение работ по восстановлению сетей и устройств наружного освещения в городских линиях электропередач. Выступала и подрядчиком «Средневолжской газовой компании» по демонтажным ремонтным работам, поставке строительных вагончиков.
Есть у бизнесмена и доля в 66% в ООО «СК ВАТЕР ГРУПП» (остальная часть принадлежит Евгению Кочелаевскому). Эта компания до 2019 года получала подряды от малых городов и районов Самарской области, ООО «Самрэк-Эксплуатация» и ООО «Т Плюс» на реконструкцию водозаборов, строительство канализационных сетей, развитие газификации, обустройство тепловых сетей.
В ООО «САМАРАОБЛГАЗ-СЕРВИС» у Виталия Зайцева всего 5% — остальное принадлежит Светлане Сердюк. Компания получала подряды на поставку газа и обслуживание газового оборудования. Также Зайцев полностью владеет ООО «ПолиРемСтрой». В качестве основного вида деятельности компании указано обеспечение работоспособности тепловых сетей. В госзакупках организация не участвует.
Директором ООО «Кедр-1» является Владимир Валентинович Акимов. На Виталия Зайцева в этой должности он работает в «ПолиРемСтрой». Также числился в числе учредителей «Средневолжского газоремонтного управления» и ООО «НИАСам» (новостной сайт). Сейчас также возглавляет компанию «СетиСтрой», которая занимается обеспечением работоспособности тепловых сетей, и в ходит в число учредителей «Волжской транспортной компании» и «Альфа-Транспорт» вместе с Всеволодом Витальевичем Зайцевым. Обе компании работают в сфере грузового транспорта.
Теперь, по всей видимости, работу МП «Благоустройство» и ООО «Кедр-1», связи и взаимоотношения организаций будут изучать сотрудники прокуратуры. Как правило, такие проверки занимают недели, а то и месяцы. Результаты мы опубликуем на 63.RU.