В 11-м арбитражном апелляционном суде рассмотрели жалобу представителей АО «Специальный застройщик "Кошелев-проект Самара"», ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение», АО «Авиакор» и управления градостроительства и ЖКХ Волжского района. Организации попытались оспорить решение регионального арбитража по делу о картельном сговоре.
О возможной договоренности сторон заявили представители самарского управления ФАС (УФАС). Они заинтересовались деталями государственного контракта на строительство школ и детских садов в Волжском районе.
— Работы на объектах начали вести до проведения торгов и публикаций сообщений об их проведении. Проектно-сметную документацию для реализации проекта разрабатывала компания «Р-Проект» по заказу ЗАО «ППСО», АО «Авиакор». Представители УФАС доказали факты прямого взаимодействия заказчика и участников торгов. Цену контракта после проведения торгов в двух случаях снизили до минимума, а в третьем снижения не было вовсе. В результате строительством школ занималось ЗАО «ППСО», АО «Авиакор», а детского сада — АО «СЗ "Кошелев-проект Самара"», — рассказали в УФАС.
Корпорация «Кошелев» ведет застройку участков в Волжском районе. Она возвела целый микрорайон, который получил название «Кошелев-Парк». Владельцем организации является Владимир Кошелев — ныне депутат Самарской губернской думы.
Как пояснили в ведомстве, дело о картельном сговоре возбудили после проверки прокуратуры Волжского района. Параллельно в управление градостроительства и ЖКХ нагрянула с визитом полиция.
Летом 2020 года представители УФАС озвучили свое решение. Компании и чиновников признали виновными в картельном сговоре. Им выписали штраф на сумму 130 миллионов рублей. Фигуранты дела несколько раз пытались оспорить это решение УФАС. Они даже обратились в Центральный аппарат антимонопольной службы, чтобы доказать свою правоту.
Вот как отреагировали на претензии представители корпорации «Кошелев»:
— Компании входят в одну группу и фактически находятся под контролем одного лица. Поэтому к ним не могут применять положения статьи 11 закона «О защите конкуренции» — «Запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию». Организации принимали участие в торгах на общих основаниях. При этом к участию допустили только компании. Это говорит о невозможности нарушения конкуренции там, где ее нет. Претензии по завышению стоимости строительства отсутствуют, так как эта стоимость подтверждена государственной экспертизой.
Отрицают бизнесмены и сговор с чиновниками:
— Компании никаких ни письменных, ни устных соглашений с муниципальным заказчиком общества не заключали. Проекты и земельные участки предоставили муниципалитету бесплатно — для благотворительных целей. Впоследствии проектную документацию включили в федеральный реестр — теперь ее безвозмездно могут использовать все без исключения государственные и муниципальные органы. АО «Специализированный застройщик "Кошелев-проект Самара"», ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение» и АО «Авиакор» при совершении этих действий не преследовали целей ограничения конкуренции и не могли предположить, что общероссийская практика в самарском регионе будет воспринята как ограничивающая конкуренцию.
Однако ни в Центральном аппарате ФАС, ни в арбитражных судах фигурантам дела пока не удалось оспорить штраф. Однако шанс на это еще есть. Последнее решение суда бизнесмены и чиновники могут обжаловать в Поволжском арбитраже.