Жителю Тольятти Георгию Федорову 16 лет. Ученик 10-го класса недавно создал свою первую коллекцию одежды для подростков, в которой отразил собственный взгляд на комфорт и удобство для поколения «некст». И она ушла на ура: вещи с биркой «Георгий Федоров» в Инстаграме (ныне запрещенная в России сеть) раскупили за несколько дней, несмотря на высокую по местным меркам стоимость. Стоили они по 7–10 тысяч рублей.
О своем стартапе, ассортименте современных магазинов, способах заработков современных подростков и отношении близких и друзей к «девчачьему», как думают многие, хобби корреспондент TOLYATTY.RU расспросил Георгия Федорова.
«Брал у мамы лоскутки от штор и пододеяльников»
Георгий Федоров — младший сын в тольяттинской семье, которая состоит из физиков и лириков: мама — хозяйка студии по пошиву текстиля. Папа — главный инженер одной из компаний Тольятти. Сестра — художник и мастер тату.
Сам Георгий долгое время учился в физико-математическом лицее Тольятти и помимо учебы находил время на хобби. Мальчик увлекался музыкой: пел в хоре, когда подрос, создал группу и начал записывать музыку в стиле хип-хоп. Но внезапно занялся довольно необычным для юноши хобби — моделированием одежды.
Возможно, сыграли роль гены — мама подростка Ирина давно увлекается швейным делом, и Георгий рос в окружении модных журналов и красивых тканей. Но увлечение сына стало новостью даже для нее.
— Жора взял в руки иголку и нитку в 15 лет и стал шить. Сам. Никто ему не показывал, специально не учил. Он просто взял и начал шить. Разумеется, я помогала, но больше советами и материалами, — рассказала мама юного дизайнера Ирина.
Сначала парень начал шить сумки и панамки. Сумки не простые — те, в которых обычно носят телефоны — такие компактные. Панамки тоже дизайнерские. Первыми материалами для творчества стали лоскутки ткани, которые оставались после пошива текстиля для дома — Ирина к тому времени открыла свою мастерскую, так что недостатка в мануфактуре не было. Георгий вскоре обосновался в домашней студии, чтобы успевать делать уроки и иметь возможность тратить больше времени на швейное дело.
— Как-то раз я нашел страницу тольяттинского модельера, которая сразу меня зацепила. Мне очень понравилось то, что делает этот парень. Подумал: «Почему бы и мне не попробовать?» Загорелся. Мама любезно мне предоставила для творчества лоскутки тканей, оставшихся от пошива штор и постельного белья. Ну и, конечно, разрешила пользоваться оборудованием — иголками, ножницами, швейными машинами, — говорит Георгий.
Потом пришло время для вещей посерьезнее. Это случилось, когда парень обнаружил, что остался без зимней куртки: ассортимент сетевых магазинов автограда подростка не устраивал.
— Искал готовую одежду, но готовые вещи в торговых центрах мне либо не нравились, либо они стоили чересчур дорого. Я подумал и решил сшить себе бомбер самостоятельно, — вспоминает Георгий.
Бомбер — это короткая куртка на молнии, с эластичными вставками-резинками, с манжетами. Носят ее в холодное время года, хотя есть и летние варианты.
— Сшил бомбер, а когда он был готов, обнаружил, что мне он не подходит — коротковат. Кроме того, к нему у меня не нашлось подходящей сумки — хотелось такую, чтобы плотно прилегала к телу и не мешала при ходьбе. Так и отшил еще одну куртку, потом штаны, аксессуары. Когда всё было готово, я понял, что готова целая коллекция, — рассказал тольяттинский школьник.
Коллекция в моделировании одежды — это серия моделей различного назначения, составляющих единство.
Первым критиком новых вещей стала мама Георгия. Качество изделий ей понравилось.
— Когда я примерила свитшот, отшитый сыном, то не захотела его снимать: он действительно получился очень комфортный. Понравилось и качество изделий: я сама шью и как мастер могу сказать, что вся коллекция получилась удачной. Хороший крой, швы, технологические узлы, фурнитура. Всё продумано, на своих местах. Понравилось, что сын нашел в исполнении свои изюминки — такое мастерство порой не могут освоить некоторые профи-мастера, — рассказала мама кутюрье Ирина Федорова.
Вот вещи из коллекции Георгия Федорова:
«Оценил модели по принципу "чтобы не жалко"»
Стиль, в котором работает Георгий, он характеризует как «спортивная специализированная одежда». Она удобна, не сковывает движений, к тому же в ней много специальных «фишек»: есть прорези для наушников, карманы, у сумок особая форма, повторяющая тело, и необычный декор. Вышло интересно и, несмотря на сдержанную гамму цветов, которую использовал мастер, броско.
Только вот сам носить свою одежду Георгий не стал — выставил на продажу. Для этого парень организовал онлайн-продажу на одной из интернет-площадок, прикупил пакет рекламы, и дело пошло: вещи разобрали всего за неделю, несмотря на довольно высокую стоимость. Цена одного предмета гардероба с биркой «Георгий Федоров» варьировалась от 7 до 15 тысяч рублей. Покупателями, насколько стало известно кутюрье, стали люди в возрасте от 20 до 40 лет.
— Я понимал, что если оставлю вещи, то потом привыкну к ним. Мне будет жалко, да и тяжело с ними расстаться. Решил продавать и попросил помочь мне с презентацией друга. Считаю, что мой успех — отчасти его заслуга. Он помог создать визуальный образ коллекции. Людям он зашел. Мне потом писали, спрашивали, когда я отошью новую коллекцию. Но я пока не дату не называю — учусь в школе, — объясняет Георгий.
Вслед за славой в кругах ценителей моды, пришла и прибыль: создавать коллекции оказалось выгодно. Скажем так, доход, который школьник выручил от продажи одежды, вполне сопоставим с заплатой некоторых IT-специалистов. Но точную сумму молодой человек не называет — коммерческая тайна. Родители о доходах сына тоже тактично не спрашивают. В семье принято уважать и доверять друг друга, и средства школьник тратит по собственному усмотрению.
— У сына свой доход, он редко «стреляет» у нас с отцом деньги на карманные расходы. Самостоятельно одевается, покупает вкусняшки, путешествует — вот недавно вернулся из Санкт-Петербурга. А бывает, что он даже нам добавляет из собственных заработков и сбережений. Например, финансово помог семье на семейную поездку на море, — говорит Ирина, мама Георгия.
«Из поношенных шапок — модные ушанки»
Еще одно направление, которым увлекается школьник, а попутно зарабатывает, называется апсайклинг, проще говоря, переделка одежды. Исходным материалом для творчества часто становятся вещи, найденные на развалах в секонд-хендах.
Георгий их распарывает, перешивает, дополняет новыми деталями, и на выходе получается совсем другое изделие — то, которое в тренде. Не так давно школьник выпустил коллекцию шапок-ушанок с заячьими ушами, заработав на продаже круглую сумму. Их он перешил из поношенных и старых вязаных шапок.
Завязывать с шитьем юный тольяттинец не думает. Напротив, парень считает, что услуги молодых дизайнеров будут даже более востребованы после ухода с рынков известных брендов. Как раз сейчас — время блеснуть талантом, чтобы, возможно, заполнить пустующую нишу.
Тем более что далеко не все ушедшие бренды заcлуживают сожаления. Георгий говорит, что даже раскрученные и дорогие бренды нередко нестабильны по качеству.
— Вижу, что в магазинах продают вещи по неоправданно высоким ценам, но люди берут. Они хотят выделяться, носить на себе знаменитые лейблы, пусть и в ущерб качеству. Знаю людей, готовых отдать 20 тысяч за простенькую майку от условного «Версаче», хотя ее изготовили из не очень хорошей ткани с грубыми швами. Не люблю раздавать советы, но лично я предпочитаю искать вещи в секонд-хендах — там они встречаются интересные и действительно эксклюзивные. Я, например, ценю стиль винтаж, это вещи с историей, мне нравится, — говорит Георгий.
Кроме винтажного стиля, по мнению молодого человека, будет расти популярность удобной, функциональной одежды, даже спецовки — для работы, длительных прогулок по городу и на природе.
— Я немного продырявил свои вот эти брюки, хотел облить их краской, чтобы выглядели рабочими, но потом передумал, — говорит Георгий.
Сейчас Георгий готовится к выпускным экзаменам, бросать хобби он не думает — для того, чтобы совмещать оба дела, он перешел из физмата в онлайн-школу и сейчас получает знания в дистанционном формате.
Отношение друзей к его, как многие думают, «девчачьему» увлечению, мало сказать лояльное — они его поддерживают.
— К профессии кутюрье у людей много предубеждений и стереотипов, но меня они не волнуют, — говорит Георгий.
Самую актуальную информацию о жизни Тольятти читайте в нашей группе во «ВКонтакте». Вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео, которые мы опубликуем.