Известный самарский предприниматель, директор «Дорожного радио» Борис Фрадков пришел в медийный бизнес совершенно случайно и стал одним из пионеров российского рынка развлекательного радиовещания в FM-диапазоне. Господин Фрадков является классическим примером человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Такие люди в свое время за счет огромного желания и предприимчивости стали первыми отечественными бизнесменами. С приходом стабильности ушла в прошлое «безбашенная» романтика первых лет становления российского бизнеса, о которой Борис Фрадков с ностальгией вспоминает до сих пор.
– Почему вы решили стать бизнесменом?
– Мода такая была. Я сначала работал на заводе, потом красил машины в автосервисе. После этого 12 лет провел в нефтяной отрасли Западной Сибири, где трудился простым советским инженером, потом стал начальником отдела, затем возглавил управление. Но, в конце концов, я оттуда уехал. Там все стали покупать частные лица. Переходить из-под ига государства под иго каких-либо бизнесменов мне не хотелось. Приехав в Самару после «покорения» Сибири, я вначале работал заместителем генерального директора страховой компании. Тогда, в 1992 году, повсеместно образовывались различные ООО, а я – всего лишь заместитель генерального директора. Это меня не устраивало, потому постоянно думал об открытии своего дела и основании собственной компании.
– Расскажите, как вы начинали свое дело?
– В то время была мода ездить в Москву «за бизнесом». Поехал и я. В столице совершенно случайно встретил Ксению Стриж – одну из популярнейших теле- и радиоведущих девяностых годов. Мы с ней «шапочно» познакомились еще в Сибири. Она мне сказала: «Есть один радиоканал, ты можешь открыть его вещание в Самаре». И на следующий день мы поехали на радиостанцию, которая называлась «Европа Плюс». В то время спутниковых трансляций каналов FM-диапазона в России просто не было. Но мы нашли способ открыть вещание первого развлекательного радио в Самаре. Организовали работу при помощи магнитных дисков и федеральной фельдъегерской службы.
Дело в том, что в то время практически все радиостанции работали только днем. Поэтому все, что игралось в Москве, записывалось на магнитный диск. По окончании вещания он упаковывался в специальный мешок, и фельдъегерская служба оперативно доставляла его в Самару. Отыгранные диски мы отдавали, и фельдъегерь вез их обратно в Москву. Таким образом, между городами «ходило» четыре мешка. Так мы проработали примерно полтора года. Вещали по шесть часов в день. Своих диджеев у нас не было. Но с развитием техники мы впервые в России организовали прямую радиотрансляцию на FM-частоте через спутник. В 1994 году купили приемники, хотя они были очень дорогие. Самара стала получать прямой сигнал Москвы, наша редакция добавляла свои программы, ставила рекламу и транслировала на всю губернию. Так что мы стали первой полноценной радиостанцией среди российских регионов.
– Получается, что в медийный бизнес вы пришли случайно?
– Да, если бы не встретил Ксению Стриж, то на следующий день поехал бы на Московский вентиляторный завод договариваться об открытии в Самаре производства вентиляторов. Если бы на заводе ничего не получилось, пошел бы искать любое СП. Честно говоря, мне было все равно, каким бизнесом, лишь бы что-нибудь в Самаре открыть. В то время все это давалось легко. Все решалось моментально и без особо крупных денежных вложений.
– В чем специфика медийного бизнеса?
– Радио – это довольно консервативный бизнес. В нем долго и нудно что-то открывается, а потом годами все это существует. Чем меньше изменений в функционирующем радиобизнесе, тем лучше для дела. Если весь рабочий коллектив суетится до вечера или бегает в поисках клиентов, то это показатель плохой работы. Все должно быть отлажено, сотрудники должны вовремя приходить и уходить. И чтобы сердце ни у кого из них не билось быстрее 70 ударов в минуту. Раньше было мало радиостанций, всего две-три, и конкуренции практически не было. Народ верил почти всему, что говорилось в СМИ. Сейчас конкуренция ужесточилась и побеждает тот, у кого лучше программа. Я имею в виду музыкальное наполнение, которое нравится большинству населения. Можно, конечно, круглые сутки забить очень хорошей, серьезной музыкой – делать прямые трансляции из «Ла-Скала», «Метрополитен опера», Самарской филармонии, Большого театра. Но, к сожалению, слушателей от этого не прибавится, а будет только головная боль и пустые хлопоты. Нужно подбирать то, что нравится людям, а не то, что любишь ты. Воспитывать кого-то и прививать «правильные» музыкальные вкусы – большая ошибка.
– Тем не менее, вы поменяли несколько радиостанций несмотря на консервативность этого бизнеса?
– В первом случае была вынужденная замена «Европы Плюс» на «Максимум», поскольку у меня просто хотели отнять бизнес. «Максимум» же давал не то, что мне хотелось. «Дорожное радио» я выбрал сам. Мы будем работать с этой питерской радиостанцией «рука об руку» и поползновений, которые были несколько лет назад со стороны менеджмента «Европы Плюс», я не допущу.
– Не жалеете, что пришлось расстаться в «Европой Плюс»?
– Нет. Считаю, что тогда это было единственно верное решение. Мне предлагали поделиться долей в компании. Москвичи хотели войти в число учредителей. Возможно, денег мы с ними на первом этапе заработали бы больше, чем я один, но это стало бы временным явлением и в конечном счете все могло закончиться скандалом. Быть подневольным человеком, который ездит на совещания в Москву и записывает на бумажку что нужно сделать – не для меня. Я несколько месяцев тянул, раздумывал. И в это время готовился к переходу на другую станцию. Так что не они меня, а я их отключил. Три года мы прекрасно прожили без «Европы Плюс». Думаю, они больше потеряли, чем нашли. Я не хотел бы комментировать и сравнивать то, чем была «Европа плюс» в Самаре, когда я ей занимался с тем, чем она стала сейчас. Пусть слушатели сами делают вывод. Этот вопрос я не имею морального права комментировать. Хочу лишь сказать, что в тот момент, когда москвичи поставили меня перед выбором, свобода для меня была важнее денег.
– Почему не так давно вы отказались от сотрудничества с радио «Максимум»?
– Мы пришли к выводу, что это радио не народное, а для продвинутых людей. К сожалению, таковых в Самаре и области не так уж и много. Еще меньше желающих платить за рекламу на продвинутом радио. Мы решили спуститься на землю. И открыли то, что попроще. Хотим мы того или нет, но радио – это фон. Поэтому мы сделали хорошее фоновое радио с легкой музыкой.
– Какая музыка нравится вам?
– Тут можно привести слова Генри Форда, который на вопрос «Какая машина нравится вам и в какой цвет она должна быть окрашена?» ответил: «Новая и черная». Я могу со всей ответственность заявить: раз я начал развивать «Дорожное радио», значит считаю, что эта музыка самая лучшая в Самаре. Особых музыкальных предпочтений у меня нет. Даже в машине я часто слушаю не музыку, а звуковые книги. Предпочитаю жанр политической фантастики. Сейчас слушаю Дэна Брауна «Ангелы и демоны».
– Какие еще направления в бизнесе вы развиваете?
– Не хотел бы говорить о других бизнес-проектах. В любом случае, это не основной мой бизнес, и веду я его не один. В этом вопросе соглашусь с мнением моих компаньонов, которые считают, что деньги любят тишину. Есть у меня радио – я могу сколько угодно говорить на разные темы о нем. А про другие проекты никому рассказывать не хотелось бы. И вообще – я всю жизнь работал, а сейчас просто хочу отдохнуть. Не так уж нам много отведено времени в этой жизни, чтобы посвятить ее зарабатыванию денег. Я просто хочу пожить. Хочу съездить куда-нибудь, хочу отдохнуть, сходить в клуб, хорошо провести время, заняться физкультурой, посмотреть фильм. Всех денег не заработаешь – а я заработал в своей жизни достаточно, и мне хватит надолго: сколько проживу – настолько и хватит. Да я и сам далеко не трудоголик.
– Как вы предпочитаете отдыхать?
– С апреля по ноябрь – это катер и Волга: рыбалка, купание, загорание, различные развлекательные мероприятия. А «противный» период с ноября по март я предпочитаю проводить в теплых странах. Обычно в Эмиратах, Таиланде, Израиле, на Кубе, в Южном Китае (Хайнань). Правда, сейчас я в Самаре в связи с открытием нового радио. Много хлопот – не уедешь. Мои развлечения особым изыском не отличаются. Еще мне очень нравятся автомобили – просто я люблю рулить.
– Можно ли сказать, что радио – это ваш любимый бизнес?
– Конечно. Я люблю свое радио, потому что это хороший бизнес и статус. Точно так же статусом для меня является лидерство в партии «Зеленых».
– Что побудило вас возглавить эту партию?
– Я такой же любитель природы, как и среднестатистический российский человек. Захотелось хоть что-то сделать для экологии нашего родного края. Мы впервые за всю историю существования экологических партий в России на выборах в губернскую думу в прошлом году добились серьезного результата, получив более 14% голосов. На последние выборы партию «Зеленых» не пустили под предлогом, что у нас были якобы неправильные подписи. Но дел у «зеленых» очень много, поэтому мы снова начинаем работать.
– В одном из интервью пятилетней давности вы заявили, что самая дорогая вашему сердцу вещь – это вы сам. С тех пор что-нибудь изменилось?
– Не изменилось. Здоровый эгоизм присущ многим людям и мне в том числе. Возможно, он у меня несколько ярче выражен. Дороже меня моему сердцу пока никого нет. Я нахожусь на таком жизненном этапе, что менять взгляды уже не надо. Однако не исключено, что в моей жизни появится женщина, которая поделит призовое место в моем сердце между мной и ей – все может быть.
– Какие качества, на ваш взгляд, должен развивать в себе человек, который стремится в будущем заняться собственным делом?
– Трудно сказать. Если раньше была нужна удача и немного денег, то сейчас собственное дело открывать достаточно сложно. Области, в которых самарские бизнесмены могут найти применение своим способностям постоянно сужаются. Москвичи получили контроль почти над всей индустрией развлечений, захватили большинство торговых сетей. Сразу крупное дело не откроешь, поскольку для этого нужны огромные средства. А маленькое народ не заметит, когда вокруг столько гигантов. Считаю, что сейчас очень сложно сориентироваться и открыть что-то свое. Местному бизнесу не дают развиваться. Москвичи приходят в Самару с огромными средствами. Наши бизнесмены средней руки не способны противостоять такому финансовому напору. Мне кажется, что местные дельцы скоро просто перестанут рождаться, а будут вымирать.
– Ведение собственного бизнеса – это талант или умение?
– Скорее всего желание. Я, например, не отношу себя к идеальным бизнесменам. В свое время наделал достаточно много ошибок. Поэтому не имею морального права кому-либо указывать и говорить «делай как я». Чтобы расширяться, нужен ум – куда без него? Если с головой все в порядке, и есть желание и воля, то можно многое сделать. Хотя достигать поставленных целей с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Теоретически, пути в бизнес открыты перед любым жителем города, особенно если он получил высшее образование. Просто сейчас все стало несколько сложнее, чем это было, когда начинал я. Поэтому мне бы не хотелось советовать.
– Как вы считаете, должен ли бизнесмен «бескорыстно любить деньги»?
– Чем больше человек будет думать о деньгах, тем меньше вероятность, что он их заработает. Деньги сами приходят как результат работы. А если тупо поставить цель заработать какое-то количество денег, я не думаю, что это приведет к успеху. Большой плюс – оказаться в нужном месте в нужное время. Только в этот момент о деньгах думать не надо.
– В бизнесе имеют значение личные связи человека?
– Сейчас уже нет. Потому что «по звонку» уже несколько лет мало что делается. Есть деловые, производственные отношения, а есть дружеские. Как правило, они не пересекаются. Если мы ведем с человеком совместный бизнес – это вовсе не значит, что мы с ним должны дружить семьями. Мой опыт показывает, что друзей ни в коем случае не надо впутывать в какие-либо совместные деловые проекты. В этом случае друга потерять легче, чем просто хорошего компаньона. И наоборот – если есть хороший компаньон, то не надо ему доверяться и ездить пить с ним пиво за Волгу.
– Как изменилась жизнь бизнесмена по сравнению с тем, что было 10 лет назад?
Ответственности стало больше. Кроме того, в новой обстановке многие держат некоторые мысли при себе. Я очень часто зеваю, когда читаю материалы самарских СМИ. Люди сдержаны в своих эмоциях. Пришло понимание, что развлекаться надо на отдыхе, а не посредством создания паблисити. В настоящее время и власть, и бизнес стали более рациональными в отношениях с прессой. А раньше – читаешь речь Бориса Николаевича – душа радуется. Сейчас каждый стремится к стабильности, а чтобы ее достичь, нужно избегать эксцессов, которые можно получить вследствие каких-либо своих действий или слов.