Ловить крабов, рассматривать ракушки и даже многовековые пещеры — увлекательное хобби, которое стало для самарского предпринимателя и аквалангиста Дмитрия Ефремычева делом жизни и источником дохода. Но подводные камни, как оказалось, встречаются и при погружении в бизнес. Об этом Дмитрий рассказал в интервью 63.RU.
— Почему именно дайвинг? Как вы к этому пришли?
— Первый раз в жизни я погрузился в 90-х годах на реке Сок и затем на Волге — при очень плохой видимости и в старом снаряжении. Но мне понравилось. Потом был опыт на Черном море — нырял за крабами и ракушками. Были разные опасные моменты — например, когда воздух заканчивался. Затем я пошел учиться, первый сертификат получил в поездке — в Таиланде. Потом учился много лет. В общей сложности мой опыт в дайвинге — около 22 лет. Переломный момент наступил в 2009 году, когда я решил в этом развиваться. В 2014 году получил образование инструктора по дайвингу. Сначала бесплатно учил знакомых.
— А своего первого клиента помните?
— Конечно, это был мой тренер по боксу. Он же — мой товарищ. Я стал инструктором, и мне сразу захотелось применить свои знания на практике.
— А как давно у вас появился магазин?
— Магазину 2 года. Но он больше служит для привлечения клиентов — для обучения дайвингу и туристических поездок с погружениями по России и миру. Это создает некое позиционирование бренда, престижность клуба, по сути, он как реклама. Люди заходят ради интереса или расспросить про обучение. У них складывается хорошее впечатление, и они могут потом отправиться со мной в поездку или пройти курс. Заниматься чем-то одним из этого бессмысленно, поэтому я создал дайвинг-центр.
— Как выбрали название для дайвинг-клуба? Что оно означает — SCUBA-MAFIA?
— Любой дайвер знает, что SCUBA — индивидуальный дыхательный аппарат, с которым мы ныряем. Все-таки правильное название не акваланг, а SCUBA. Аквалангом начали называть оборудование по одноименному названию фирмы — производителя такого оборудования.
— Если не секрет, много вложений потребовалось для открытия магазина?
— Ассортимент товара я закупил сразу, а потом периодически начал обновлять. Чтобы заниматься дайвингом, нужен определенный набор снаряжения. Например, гидрокостюм (сухой — для холодной воды, он не намокает, и мокрый, в который попадает вода), шлемы, регуляторы, маски, ласты и много различных атрибутов. По мере необходимости докупаю. На эту масштабную закупку перед открытием магазина я потратил около 2 миллионов рублей.
— А где брали деньги на это?
— Были накопления, но и пришлось и занять.
— Как устроен ваш бизнес?
— Я работаю с туроператором, выкупаю у них туры по оптовой цене и в розницу продаю своим клиентам. Так мы ездили на Кипр, в Мексику, Доминикану. Я планирую поездки заранее, поэтому успеваем набирать желающих из разных городов. В поездках платит группа, которую я везу, так принято. Поэтому получается путешествовать.
— Какое из ваших погружений больше всего запомнилось?
— Не могу сказать, что какое-то место лучше другого, каждое хорошо чем-то своим. Мне нравится и Байкал, и Баренцево море, Норвегия, Французская Полинезия. Мексика — это нечто, там очень красивые пещеры. Около острова Юкатан есть места, где на сотни километров простирается целый подводный город. Ординская пещера в Пермской области — там уникальные образования пермского периода, им около 290 миллионов лет. Еще мне нравится плавать с акулами. Многие боятся, насмотревшись фильмов ужасов. Но если соблюдать правила, то это не опасно.
— У вас есть команда? Кто вам помогает?
— Мне помогают многие члены нашего дайвинг-клуба, но все — на энтузиазме. Платить зарплату я бы не смог. Соцсети мы ведем вместе с моей помощницей.
— Насколько это доходный бизнес?
— Это в первую очередь очень специфичный бизнес, он не приносит космических денег, как многие могут подумать. При этом, я считаю, бизнес нужно выбирать такой, чтобы максимально всё зависело от предпринимателя и было минимум конкуренции. Работают твои знания, умения и предпринимательская жилка.
— Как вы переживаете пандемию? Насколько сократилась выручка и прибыль?
— Прибыль уходит на обслуживание оборудования. 105 000 рублей в месяц — платеж за аренду помещения. Правда, владелец недвижимости пошел навстречу и снизил эту цифру в два раза на период ограничительных мер в области. Но всё равно из-за отсутствия прибыли мне пришлось занять денег у знакомых.
— Мы потеряли три поездки: в Иорданию, на Кипр и на Байкал. В июле мы собирались на Баренцево море. Приходится что-то придумывать здесь. Например, я организовываю регулярные погружения в Голубое озеро в Сергиевском районе. Уникальными считаю ночные погружения со специальными фонарями, которые закрепляю по периметру озера. Они светят вниз и преображают толщу воды. Планируем поездки в Башкирию, Пермский край, там много интересных водоемов. Будем по России ездить, найду выход. Я универсальный инструктор и могу погружаться с клиентами везде.