RU63
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Самаре

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

6 м/c,

южн.

753мм 40%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Бизнес Обновляйся или уйди: как самарский бизнес пережил половину 2020 года

Обновляйся или уйди: как самарский бизнес пережил половину 2020 года

Многим пришлось «усовременить» свое дело

Эксперты уверены, что бизнес не будет прежним

Прошло уже полгода, а подстраиваться под последствия пандемии придется еще долго. И бизнес — основа экономики любой страны — пострадал сильнее всего. Большинство организаций закрыли на карантин — всех, чья работа не связана с продажей или производством товаров первой необходимости, оказанием жизненно важных услуг и работой экстренных служб. Что пришлось сделать, чтобы спасти свое дело, и кому удалось перестроиться — разбираемся на реальных примерах.

Как это отразилось на бизнесе?

По данным федерального Минэкономразвития, ограничения деятельности компаний в сфере досуга, культуры и спорта уронили объем платных услуг на 37,9%. Оборот непродовольственных товаров снизился на 23,4%, продуктов питания — на 9,3%. Немного лучше обстояли дела, например, в сфере грузоперевозок и строительных работ.

В Самарской области кризис в большой мере испытали на себе сферы пассажирских перевозок, туристических и гостиничных услуг, искусства, творчества, спорта, ремонта, ресторанный бизнес, индустрии красоты и организации мероприятий. Таковы данные регионального Минэкономразвития.

Перестроиться, чтобы выстоять

Новые реалии заставили предпринимателей пересмотреть подход к ведению дел, чтобы пережить экономическую ситуацию и выстоять на удаленке. Часть вопросов удалось решить за счет государства. Так, владельцы компаний могли воспользоваться льготными кредитами, получить отсрочки на уплату налогов, арендных и страховых взносов, получить субсидии на зарплаты сотрудникам.

По данным Минэкономразвития РФ, на поддержку бизнесу государство выделило порядка 2 триллионов рублей. Предпринимателям выдали 58,6 миллиарда рублей по беспроцентным кредитам и реструктурировали займов на 529 миллиарда рублей. В Самарской области заявления на госсубсидии подали более 15 000 компаний. По данным на май 2020 года, предприниматели региона получили беспроцентных кредитов более чем на 1 миллиард рублей.

Многие фирмы за время самоизоляции поспешили запустить новые услуги. У многих предприятий розничной торговли и питания впервые заработала доставка и виртуальные магазины. Для большого количества компаний первыми помощниками стали интернет и связанные с ним инструменты для общения и бизнеса. Так, например, целые офисы смогли уйти на удаленную работу, подключив ip-телефонию, риелторы и дизайнеры стали встречаться с заказчиками по онлайн в Zoom или Skype, а фитнес-клубы и образовательные организации открыли уроки в прямых эфирах.

Zoom и Skype стали неотъемлемой частью рабочего дня

Куда «переехал» самарский рынок


Когда появилась необходимость использовать средства индивидуальной защиты, многие предприниматели догадались уйти в эту сторону. Одной из таких смышленых компаний оказался салон штор «Аллегро». Они шили тканевые маски из гипоаллергенных материалов в 5 слоев. Но при этом владелец не завышал стоимость (продавали за 80 рублей), что помогло вызвать интерес и спасти бизнес. Компания консультировала покупателей по видеосвязи через Viber и WhatsApp. Там же обсуждались детали покупки штор: дизайн, ткань и стоимость.

Другой яркий пример кардинального изменения бизнеса в Самаре — это «Кошелев-проект». Застройщик смог полностью перейти на удаленную работу. Сотрудники проводили онлайн-консультации, где подбирали квартиры, банки и программы кредитования, презентовали планировки и предоставляли список необходимых документов. Менеджеры отвечали покупателям в соцсетях и мессенджерах. «Кошелев-проект» быстро отреагировал и вовремя «переобулся», поэтому компании удалось продолжать развиваться.

Быстрота и «цифра» спасли бизнес


По словам директора самарского филиала МТС Александра Меламеда, самарские компании довольно оперативно отреагировали на изменение бизнес-среды: в первые недели самоизоляции значительно вырос спрос на облачные сервисы и удаленные рабочие места под ключ с защищенными каналами связи. Вдвое увеличилось число подключений виртуальных АТС. Причем если традиционно этот сервис применяется в первую очередь для перераспределения входящих звонков между сотрудниками, то во время пандемии его стали чаще использовать крупные компании с филиальной сетью для проведения внутренних совещаний.

 В первые недели самоизоляции значительно вырос спрос на облачные сервисы и удаленные рабочие места под ключ

Самый же заметный рост — в 12 раз — показали сервисы удаленного мониторинга транспорта и разъездных сотрудников, что связано с возросшей популярностью курьерских услуг и служб доставки.

Стоит отметить, что многим самарским предпринимателям удалось обратить сложившуюся ситуацию в новые возможности. О позитивной стороне самоизоляции рассказали начинающие предприниматели Анна и Антон Малыгины.

— В феврале 2020 года мы купили готовый бизнес по оформлению воздушными шарами. Наш бренд Mr_sharik63 уже был раскручен прежним владельцем: все прекрасно работало. Нам оставалось только принимать и отрабатывать заказы, — рассказывают владельцы семейного бизнеса, — Но спустя полтора месяца наступила самоизоляция. Мы потеряли много заказов на выпускные и последние звонки, также были сложности с ассортиментом. Но у нас появилась возможность подробно изучить свой продукт и понять, как работать дальше. А за счет того, что мы четко соблюдали меры безопасности при доставке и общении с клиентами, на наших онлайн-ресурсах появилось много позитивных отзывов, так что мы еще и закрепили свою репутацию.

Службы доставки готовой еды и небольшие ритейлеры стали чаще использовать мобильную рекламу

Второе дыхание бизнесу подарил спрос на доставку товаров. В топе, конечно, были лекарства, защитные и антисептические средства. Но в жизни на удаленке самарцы не прекращали делать праздничные покупки, заказывать ресторанную еду. Так, владелец салона флористики «Арт-Базар» Елена Янкова отмечает, что спрос на доставку помог бизнесу воспрянуть духом после первых сложнейших дней на самоизоляции.

— Свежие цветы — товар с очень ограниченным сроком жизни, поэтому первая неделя закончилась для нас огромным списанием материалов. Восстановиться после этого помог инстаграм: наши клиенты стали активно запрашивать букеты и композиции здесь. Я принимала заказы на дому, приезжала в салон, чтобы его собрать, и передавала курьеру, который затем осуществлял бесконтактную доставку по нужному адресу, — делится бизнес-леди, — Несмотря на то что наш салон сейчас открыт и работает в привычном режиме, многие клиенты продолжают оформлять заказы именно через соцсеть, так что это стало для нас эффективным источником продаж.

Александр Меламед, директор МТС в Самарской области, подтверждает, что малый и средний бизнес в эпоху самоизоляции гибко реагировали на изменения и не боялись пробовать новые инструменты. Так, службы доставки готовой еды и небольшие ритейлеры стали чаще использовать мобильную рекламу — канал, позволяющий четко выделить свою аудиторию по нескольким десяткам параметров и гарантированно донести до нее сообщение через экран смартфона. Как следствие, спрос на сервис «МТС Маркетолог», который позволяет самостоятельно запускать такие рекламные кампании и получать приток новых клиентов, потратив несколько тысяч рублей, вырос за время пандемии почти в два раза. Цифровые сервисы доказали свою эффективность во время кризиса, и даже после завершения пандемии и возвращения к обычной жизни спрос на них останется высоким, уверен эксперт.

Можно уверенно утверждать, что бизнес в Самаре и во всей России не будет прежним. Предприниматели осознали, что недостаточно построить рабочую систему, нужно еще проявлять гибкость, следить за ситуацией в мире и быть готовым рискнуть всем, чтобы продолжать работать и развиваться.

Партнерский проект. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления