В четверг, 13 июня, в Самаре начался судебный процесс над экс-начальником отдела «М» УФСБ по Самарской области Павлом Чермашенцевым и бывшим замначальника службы экономической безопасности регионального УФСБ Сергеем Гудованым. По версии следствия, обвиняемые зарабатывали деньги на покровительстве бизнесменов. Какой была криминальная схема? Что в свое оправдание говорят правоохранители? И почему один из них отказался от признания? Подробности — в нашем онлайн-репортаже.
Полковников задержали в апреле 2018 года. В отношении силовиков возбудили уголовное дело.
По версии следствия, сотрудники регионального управления ФСБ получили свыше 2,5 миллиона рублей от руководства коммерческой фирмы. В ответ за вознаграждение начальство просило закрыть глаза на нарушения в деятельности принадлежащих им перевалочных баз нефти на территории Самарской области. Деньги перевели через банк на счета подконтрольной организации.
На время следствия Сергей Гудованый находился под стражей. В его доме силовики нашли 80 миллионов рублей наличными, огнестрельное оружие, боеприпасы.
Павел Чермашенцев также находился под стражей. Причем изначально он признал свою вину, а потом отказался от своих слов. Полковник заявил, что оклеветал себя под давлением следствия.
Следователи считают, что Гудованый занимался крышеванием нефтебизнеса с марта 2016 года до 10 апреля 2018-го, а Чермашенцев — с октября 2016 года. Впоследствии вскрылось и еще одно предполагаемое преступление Гудованого — получение трех миллионов рублей.
По словам правоохранителей, афера полковников длилась на протяжении двух лет.
В уголовном деле также фигурируют бизнесмены Алексей Пашкевич и Сергей Булатов. Их подозревают в посредничестве в передаче взяток. Всем обвиняемым грозят реальные сроки лишения свободы.
Также в деле фигурирует ресторатор Станислав Горчаков. В его заведениях проходили встречи участников аферы.
Под суд полковники пошли парой. Зал полон людей, подсудимые, адвокаты и представители гособвинения собрались, все ждут судью.
Теперь слово дали самим обвиняемым. Первым начинает Сергей Гудованый. Он рассказал, что служил в силовых структурах с 1986 года. С 2015 по март 2018 года был начальником оперативно-поискового отдела.
— Меня назначили на должность замначальника экономической безопасности, но в нее я так и не вступил. Сейчас пенсионер. У меня жена, двое детей и внук 2015 года рождения, — рассказал полковник.
Также он рассказал, что у него есть госнаграда — Орден Мужества от 2003 года.
Возник спор относительно присутствия представителей СМИ на заседании. Удалить журналистов попросил адвокат, ссылаясь на то, что Гудованый участвовал в секретных боевых действиях.
Но судья ответил, что заседание открытое, и сейчас в зале суда просто озвучивают общие данные.
Теперь настала очередь говорить тем, кого следователи считают посредниками полковников. Первым пошел Алексей Пашкевич — частный предприниматель. По словам мужчины, он с 2013 года в бизнесе, женат, воспитывает двух детей.
Следователи считают, что Алексей Пашкевич был посредником между полковниками и предпринимателями. Следователи говорят, что он представлялся племянником силовиков.
Сейчас мужчина находится под домашним арестом.
Также фигурантом уголовного дела является директор ООО «Премиумтранс» Сергей Булатов. Он рассказал, что находится в гражданском браке, имеет 4 детей. Сейчас мужчина находится под домашним арестом.
В числе фигурантов уголовного дела — еще один полковник ФСБ России Александр Переточкин. В силовых структурах он служит с 1990-х годов. В 2003 году получил медаль «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.
— У меня четыре высших образования, есть дети, дочь — инвалид детства, — рассказал полковник.
Настала очередь Чермашенцева. Сейчас он находится под домашним арестом.
Мужчина рассказал, что является военным пенсионером. В ФСБ работал с 5 марта 1996 года по 16 апреля 2018 года, имеет два высших образования.
— Женат, есть двое детей, — сказал полковник.