В Ленинском районном суде выступил сотрудник самарского УФСБ Андрей Насонов, который 5 лет разрабатывал известную ОПГ «Законовские». В частности, он работал с последним известным лидером группировки Сергеем Гафуровым и знал, каким он был человеком и как к нему относились другие члены «бригады».
«Законовские», как предполагают силовики, начали свою деятельность в Самарской области в 1990-е годы. Группировка получила свое название в честь ее создателя и лидера Александра Законова. В сферу интересов группы, по мнению следователей, входили рынки, автомобильные стоянки, в 2000-х — компании ЖКХ и транспорта. После убийства Александра Законова лидером ОПГ стал его телохранитель и водитель Алексей Рыжов. В 2016 году Рыжов умер, и во главе группы встал Сергей Гафуров.
— После смерти предыдущего лидера группировки Алексея Рыжова главой «Законовских» стал Сергей Гафуров. Это было первое доверенное лицо Рыжова. Гафуров не обладал такими лидерскими качествами, как Рыжов, и уж тем более основатель группировки Александр Законов. Но знамя группировки надо было кому-то поднять, и это сделал Гафуров, — заявил суду свидетель.
В 2017 году Сергея Гафурова задержали за организацию нападения на бизнесмена. Андрей Насонов рассказал, что в рамках обысков стражи порядки нашли банковскую ячейку. Она была оформлена на стороннее третье лицо, аффилированное с Гафуровым. Помимо ценных вещей, валюты и золота, в ячейке были копии 89 листов секретных сводок о прослушивании телефонных переговоров.
Эти документы хранились вместе с резолюциями руководства, регистрационными номерами, печатями. Всё вышеперечисленное, как сообщил сотрудник ФСБ, Сергею Гафурову продал майор ОМВД через другого участника группировки — Тихонова.
— Как объяснил Гафуров, эти документы были нужны ему, чтобы подтвердить перед другими криминальными авторитетами свою «легитимность» в статусе лидера «Законовских». Человек он был мягкий, свои над ним посмеивались. Скорее всего, он вообще был подставной фигурой, а те лица, которые стояли за ним, просто не хотели брать на себя ответственность, — рассказал свидетель.
Сергея Гафурова поместили в СИЗО, откуда его регулярно вывозили в УФСБ для бесед. Сотрудники спецслужб хотели установить местонахождение флешки с аудио- и видеозаписями о том, кому из силовиков передавали денежные средства.
— Как нам сообщали сотрудники СИЗО, Гафуров неоднократно пытался позвонить куда-то в Москву, чтобы нас уволить. После каждого продления ареста доходила информация, что Гафуров опять активизировался и должны приехать какие-то люди, чтобы всех нас досрочно отправить на пенсию. Когда этого не произошло, боевой запал Гафурова погас, он уже стал по-другому думать, как дальше жизнь свою строить, — рассказал свидетель.
По словам Андрея Насонова, отбыв срок, Сергей Гафуров сам вышел на ФСБ, и началось плодотворное общение. Именно благодаря этому общению был изъят третий схрон с оружием.
Кроме того, показания Сергея Гафурова легли в основу обвинений против начальника полиции Самары Вячеслава Хомских. По версии следствия, силовик работал с «Законовскими» с 2011 по 2017 год и заработал больше 22 миллионов рублей.
Сергей Гафуров также давал показания на суде по делу замруководителя Росгвардии по Самарской области Дмитрия Сазонова. По версии следствия, «Законовские» с 2008 по 2018 год передавали высокопоставленному правоохранителю деньги за покровительство бизнесу группировки.
Как сообщил сотрудник ФСБ, после задержания Гафурова в рядах ОПГ произошел раскол. Половина стала «ходить строем на допросы», а вторая половина разбежалась кто куда.
Сам же Сергей Гафуров вышел из колонии по УДО и закончил свои дни в начале февраля 2020 года. Криминальный авторитет скончался во сне от инфаркта.