Внутри боевого корабля, кажется, время остановилось где-то в 1980-х…
САМАРА24 - Александра Скачкова, 23 октября. Парковый комплекс истории техники им. Сахарова открылся в Тольятти в 2001 году, а самый большой и недосягаемый для посетителей его экспонат - субмарина Б-307 проекта «Сом», водрузилась на бетонные кильблоки на территории комплекса в 2003 году и стала единственной в Европе подлодкой на суше.
С этого времени тех, кто побывал внутри подводной лодки можно пересчитать по пальцам, однако «в лицо» ее знают сотни тысяч жителей России – «Сом» участвовал в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки». Именно в ее баки егерь Кузьмич выливает контрабандную водку. Уникальные кадры с борта судна – в репортаже Самара24.
Лодка Б-307 была заложена и спущена на воду, в 1980 году, на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород). В течение 22 лет лодка находилась на боевом дежурстве в составе Северного флота, входя в 4 эскадру с базированием в городе Полярный.
Б-307 - самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации. Длина судна составляет 91 метр, высота -14 метров, водоизмещение – 2770 тонн.
Моряки НАТО называли ее «Танго», русские – «Фокстрот». Субмарина тихоходна, маневренна. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток.
Вооружение: 6 носовых торпедных аппаратов - 24 торпеды, 32 мины. Торпеды и мины можно увидеть на площадке перед лодкой Точно такими же субмаринами обладают музеи Москвы, Калининграда, Гамбурга (Германия) и Брюля (Бельгия).
Однако, по словам главного инженера паркового комплекса - Руслана Губайдулина, только эта лодка обошлась без резки корпуса. Другие подводные лодки, для удобства транспортировки, заняли своё место в музеях, после разрезания на части, затем сварки и покраски.
Чтобы занять своё место в 5 км от берега Волги, подводной лодке пришлось пройти через два десятка шлюзов морей, рек и каналов.
Пикантность задачи в том, что часть шлюзов пропускают суда с осадкой не более 3,2 метра (а в надводном состоянии, ватерлиния подводной лодки находится на глубине около 6 метров).
Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо было приподнять часть корпуса лодки из воды. Как это сделать? Решено было использовать специальные понтоны, для подъема затонувших судов.
Был разработан проект, согласно которому, вдоль подводной лодки были установлены по 5 понтонов с левого и правого бортов, каждый размером с железнодорожный вагон.
Работы проводились в сухом доке Морского завода Кронштадта. Для обвязки понтонов были специально сплетены и испытаны на разрыв - 20 стальных тросов, с руку толщиной. Они же использовались, при транспортировке лодки по суше.
После окончания монтажных работ, Б-307 прошла ходовые испытания в Финском заливе, которые показали правильность и надёжность выбранного решения транспортировки. Лодка двигалась благодаря двум речным буксирам. Один буксир толкал лодку сзади, второй тянул на длинном тросе.
Выйдя из Кронштадта, лодка прошла через 8 разводных мостов Санкт-Петербурга, затем по Волго-Балтийскому каналу и Волге преодолела 22 шлюза без единой царапины. Можно только восхититься мастерством моряков, ведь зазор в некоторых шлюзах не превышало 10 см по бортам…
В конце 2003 года, субмарина благополучно добралась до порта Тольятти. Здесь были проведены работы по демонтажу понтонов, после чего лодка была отбуксирована на место зимовки и последующего подъема в районе села Подстепки.
Здесь заранее были проведены масштабные работы по дноуглублению, срезан обрывистый берег с пологим выходом из воды, сварен специальный металлический настил, с тремя парами кильблоков для устойчивости.
Сами кильблоки были разработаны в Проектном управлении АВТОВАЗа и повторяли обводы нижней части корпуса лодки. Эти конструкции можно наблюдать и сегодня, работники паркового комплекса решили сохранить их для истории.
Не обошлось без курьезных случаев. Весной 2004 года, когда лодка накрепко вмерзла в лед, в ночь, на 1 апреля, подул крепкий шквалистый ветер - со стороны берега. Ледяное поле на водохранилище, вместе с лодкой, тронулось в сторону противоположного берега. Со стороны казалось, что лодка движется своим ходом.
Это вызвало ажиотаж и даже некую панику среди населения. Начались многочисленные звонки в МЧС, были подготовлены превентивные меры, даже рассматривался вопрос о бомбометании с военных вертолетов, для затопления лодки в акватории водохранилища, в случае опасности для шлюзов Жигулёвской ГЭС.
Но слаженная работа сотрудников музея и опыт местных речников, которые не побоялись выйти в море, в таких суровых условиях, позволили освободить лодку из снежного плена, поймать и отбуксировать ее обратно в порт Тольятти.
Осенью субмарина была доставлена к месту подъема на сушу. В конце ноября, начался медленный подъём лодки на берег. Были задействованы 9 военных тягачей БАТ, оснащенных лебедками с тяговым усилием 25 тонн, а также две лебедки для установки высотных колонн. Здесь начались инженерные задачки на сообразительность и точность расчётов.
Лодка (без балласта) весит 2500 тонн. Как сделать тяговое усилие в 10 раз больше? На помощь пришли наши нефтяники. В Отрадном и Кинеле, нашлись полиспасты (механизмы) для подъема оборудования буровых установок.
Полиспасты пригодились для усиления тяговых нагрузок. Используя подземные якоря, как противовес, зарытые на глубину до 6 метров, передвигая эти якоря через каждые 20-30 метров, – началось движение.
Постепенно, 90-метровая махина, размером с пятиэтажку, медленно вышла на берег. Предстояло пройти еще около пяти километров по суше. Нужно было преодолеть оживлённую дорогу, водоканал, подземный сточный коллектор… Вот почему доставка по суше, заняла почти полгода.
Работы не прекращались ни на один день, в любую погоду. Не выдерживал металл, рвались троса, но обошлось без несчастных случаев. Это прекрасный показатель работы сплоченного коллектива, где каждый знает свою задачу и работает на результат.
22 апреля 2005 года лодка заняла своё место в экспозиции. Теперь это любимое место для фотосъёмок и селфи. Хорошо видна она и из космоса, на картах гугла и яндекса. Проектных идей по обустройству много. Одна из идей - место для клубной работы с молодежью.
«Кинозал внутри подводной лодки – это лишь один из проектов по применению этого пространства. После реставрации и обустройства отсека, здесь может поместиться 20 зрителей. Есть идея, показывать здесь тематические фильмы, например, для школы юных моряков», - поясняет сотрудник музея.
Кстати субмарина и сама принимала участие в съемках. Центральный пост Б-307, можно увидеть в фильме Александра Рогожкина "Особенности национальной рыбалки". Съемки фильма проходили в 1998 году в Кронштадте. Правда, снимали только интерьер, одного из отсеков (егерь Кузьмич заливает водку «Урожай» в имитацию бака Б-307 (!).
А вот внешность мини-субмарины на которой бороздили Финский залив разудалые рыбаки, Рогожкин позаимствовал у подводной лодки специального назначения "Пиранья" (проект 865) .
А что касается будущего Б-307 – лодка сейчас ожидает расконсервации и очередного ремонта. Для того чтобы лодку увидели рядовые граждане и не только с экрана телевизора, на корабле нужно провести множество работ. Существуют проектные идеи оснащения подлодки различными тренажерами и имитациями боевых частей и отсеков.
В нынешней ситуации передачи паркового комплекса, в котором находится лодка, от АвтоВАЗа в муниципальную собственность, проект остро нуждается в спонсорской помощи, в оказании содействия, участии людей, способных помочь в деле восстановления уникальной субмарины.
Помочь можно, например, купив билет в парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова, где расположился самый большой «дизельный сом» на Волге.
445024 , РФ, Самарская область, г. Тольятти,
ул. Южное шоссе, 137,
Тел./факс (8482) 72-66-10, e-mail: mauk.pkit@yandex.ru
Сайт в социальных сетях : http://vk.com/tehmuseum