Самарский художник Арт Абстрактов исколесил половину Европы. У него есть интересные и яркие проекты, которые он реализует не только в Самаре, но и за границей. 63.ru узнал у стрит-артиста, как должен меняться город и что можно изображать на домах.
В 2015 году в Самаре появилось необычное место под названием «Дом 77» (бывший «Арт-лофт»). Там находится стрит-арт галерея Арта Абстрактова, которая работает каждый день. Здесь есть летняя площадка с разрисованными стенами и пространство на четвертом этаже. В ближайшем будущем в Самаре появится филиал галереи.
— Какие проявления стрит-арта можно встретить на улицах Самары?
— Первое и самое распространенное — живопись. Второе — плакаты или различные наклейки. Третье — трафареты. В городской среде можно создавать различные объемные объекты и инсталляции. У нас есть один художник Klaus. Он делает и постеры, и различные фигуры на крышах. Наверняка многие помнят руку с огромным глазом из папье-маше, который за всеми наблюдает, в старом городе.
В эпоху высоких технологий появился и цифровой стрит-арт, когда картинка или видео проецируются на стену или любую другую поверхность. Это обычно дополняют атмосферной музыкой.
— На что ты рекомендовал бы посмотреть?
— Горожанам будет интересно посмотреть на заброшенную площадку на улице Самарской между Ленинградской и Венцека. Там есть работы команды «ЧЖНС». Также рядом с речным вокзалом существует длинная подпорная стена, на которой все рисуют с 2007 года.
— Чьи работы среди местных стрит-артистов у тебя вызывают эмоции?
— На самом деле в регионе мало тех, кто занимается именно стрит-артом. Их можно пересчитать по пальцам. Я хотел бы выделить молодого художника по имени Леша Ghost. Он делает органические и абстрактные работы. Есть еще легенда граффити и стрит-арта Денис Vertigo, который рисует с конца 1990-х по настоящее время.
— Существует и другая сторона такого искусства. Это нелегальные рисунки на стенах. То есть тех же самых людей приравнивают к вандалам.
— Да, этим увлекаются представители команды «ЧЖНС». Несмотря на то, что все художники имеют академическое образование, они оставляют знаки своего пребывания по всему городу. Не все жители воспринимают это как украшение. Большинство домов, на которых мы рисуем, сейчас разрушены. А мы придаем им изюминку.
— За такое наказывают?
— За картины без согласования художников заставляют платить штрафы. Это происходит не только в России, но и в европейских странах. Меня хотели оштрафовать на 900 евро в Испании за нелегальный рисунок на центральной улице в городе Хихон. К счастью, наказания удалось избежать. В Европе все-таки можно найти решение — подать заявку в департамент архитектуры, предоставить свои эскизы. Стрит-артисты там работают за свой собственный счет. Нарисованные работы на пространстве стен не закрашивают ни работники ЖКХ, ни другие художники, проявляют уважение друг к другу.
— В других странах нужно соблюдать особые правила во время рисования?
— В Испании художники часто создают картины на ролл-ставнях, которые опускаются только вечером. Поэтому картины видны только в определенное время. Этого придерживаются многие. В Сингапуре за такое хулиганство могут всучить тюремный срок, к которому добавятся удары розгами. Для этого плеть специально пропитывают верблюжьей мочой для болезненности, поэтому там рисовать опасно.
— У нас в городе есть легальные площадки для уличных художников?
— Местные власти, конечно, старались предоставлять площадки. Такие были в Струковском саду, где находился скейт-парк. Сейчас площадок в городе нет, поэтому многие рисуют на заброшенных территориях, которые не видны обычным людям. Некоторые раскрашивают вагоны. Но это очень опасно.
— Если сейчас существует так много ограничений, которые не дают молодым людям проявлять себя, то по какому принципу нужно развивать это направление в искусстве?
— У стрит-арта есть четкий путь развития: с улицы он должен прийти в выставочное пространство галереи. Люди со временем должны переосмыслить свое отношение к нему, перестать ассоциировать его с вандализмом. Однако в Самаре все неизменно. Если ты рисуешь на улице, значит, тебя должна забрать полиция. Чтобы подготовить жителей города и вывести андеграундную культуру в массы, нужно проводить выставки, фестивали, различные лектории. У нас этого почти никто не делает.
Сейчас многие стремятся в галереи, чтобы развиваться, получить финансовую поддержку и попасть в художественную среду. В 2016 году у меня состоялась первая персональная выставка с большими полотнами в музее имени Алабина.
— У тебя есть планы, которые связаны с нашим городом?
— Я мечтаю создать в Самаре масштабную работу, которая могла бы удивить местных жителей. Это может быть фасад 9- или 20-этажного дома, на котором не будет березок и озер. Вместо примитивных образов можно создать что-то необычное и яркое.
Кстати, в ближайшем будущем в Самаре появится постоянная площадка для художников на территории Арт-Завода (бывшего конструкторского бюро автоматических систем) в поселке Зубчаниновка. Там планируют проводить музыкальные и художественные фестивали. Самый главный ангар, из которого раньше выгоняли самолеты, будут разрисовывать. На его воротах покажут видеоряд.
Фото: Жанна Скокова