Самарский телережиссер Владимир Самарцев выпустил книгу «Жигули и Самара». Он собрал 800 редких и уникальных открыток, посвященных истории города. В преддверии дня, когда Самару переименовали в Куйбышев, а это случилось 27 января 1991 года, 63.RU поговорил с автором и узнал, почему он назвал книгу «краеведческим комиксом» и считает, что частные коллекционеры и сотрудники музеев ведут себя, как Кощеи.
От фотографии до открытки — один шаг
— Самые первые открытки в Самаре начали делать Александр Васильев и Константин Головкин. Они увлекались фотографиями, а в 1901–1902 годах приступили к печати открыток. Для работы они использовали свои негативы, — рассказал Владимир Самарцев.
Правда, Головкин и Васильев фотографировали не только Самару, но и её окрестности. Иногда они выбирали такие ракурсы, с которых современному зрителю уже сложно узнать то или иное место.
— Я смотрю на открытку и понимаю, что это место мне знакомо. Но не могу понять, где оно находится. А оказывается, что это, например, Верблюд-гора, — пояснил краевед.
После 1917 года производство уникальных открыток в Самаре пошло на спад. В первые послереволюционные годы из типографий выходили перепечатки уже существующих открыток, но на бумаге плохого качества. А затем местные жители стали заказывать открытки для личных переписок. На лицевой стороне размещали семейные портреты, а на обороте — послания родственникам.
«Мои друзья брали всегда с собой фотоаппарат»
Владимир Самарцев много лет проработал на Куйбышевском телевидении. С 1966 по 1988 год он руководил телестудией «Товарищ». За время работы на телевидении он снял несколько десятков документальных фильмов, в том числе и о жителях Куйбышева, которые внесли личный вклад в развитие области. Например, о первом директоре шоколадной фабрики «Россия» Елене Шпаковой, о первом главе АВТОВАЗа Викторе Полякове, о легендарном председателе Куйбышевского облисполкома Алексее Росовском.
— Для съемок мне давали фотографии и открытки из личных коллекций. Вот так, год за годом, у меня и накопилось более 70 тысяч файлов. Когда вышел на пенсию, стал разбирать, сортировать, — добавил телережиссер.
Но большую часть снимков он получил по наследству от друзей, коллег и их родственников.
— Я же режиссер, а не фотограф. В Самаре были и есть люди, которые снимали и снимают лучше меня. Например, ветеран Куйбышевской телестудии Виктор Хальзов. На каждую съемку он брал не только кинокамеру, но и фотоаппарат. От него мне досталось больше 1000 пленок. А сын военкора Николая Финикова Лев передал мне архив отца. Вот так и родились мои первые два альбома — «Невиданная Самара» и «Самара и Волга», — рассказал Владимир Самарцев.
Свои книги краевед называет «комиксами». Он не ставит перед собой задачу сделать подробный экскурс в историю того или иного места. Автор хочет заинтересовать читателя необычной, но короткой историей из жизни, казалось бы, привычного места в городе.
— Все знают памятник Чапаеву перед Драмтеатром. Но мало кто знает, что сначала на памятнике была немного другая фамилия — Чепаев, его настоящая фамилия. А после выхода фильма горожане потребовали поменять её на монументе, — поделился секретом краевед.
Такой книги нет ни у одного города
В альбоме «Самара и Жигули» собрано 800 старинных открыток. На них изображены улицы областной столицы, Волга, пароходы и плотогоны и просто красивые виды губернии.
Все открытки в альбоме выглядят практически так же, как и 100 лет назад. Единственное отличие — размер. Оцифрованные и напечатанные в альбоме изображения на 1 см меньше оригиналов. Но от этого их ценность и красочность не уменьшаются.
— Я глубоко убежден, что любые коллекции надо показывать людям. В музеях есть несколько тысяч экспонатов, а выставляют самую малость. Порой сами работники музея не знают, что у них есть. А частные коллекционеры, как Кощеи, чахнут над златом своих «богатств». Я не хочу их выкупать, потому что это слишком дорого. На помощь приходят друзья, которые присылают оцифрованные редкие открытки, — посетовал автор книги.
«Надо торопиться, пока краска не слезла»
Сейчас Владимир Самарцев работает над четвертой книгой. В неё войдут фотографии и открытки, которые сделали в начале прошлого века Александр Васильев и Константин Головкин. Но и о современной Самаре краевед не забывает.
— Несколько лет назад я погулял по городу с фотоаппаратом. Снял несколько улиц от первого до последнего дома. Перед мундиалем их так перекрасили, что и не узнать. Надо поторопиться их снова снять, пока краска не облезла, — пояснил телережиссер.
Хотите предложить новость? Свяжитесь с редакцией по телефону: 8 (960) 8-321-574, с помощью почты Написать письмо или через наши аккаунты в соцсетях: Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники». Следить за новостями удобно в нашем Telegram-канале.