Клавдия Болонкина, болезная Аграфена, Зоя Карнаухова — со временем история о куйбышевской девушке, которая танцевала с иконой в руках и за богохульство застыла без движения на 128 дней до самой Пасхи, обрастает все новыми подробностями и именами. Но достоверно подтверждено только одно из них — история хозяйки того самого дома № 84 по улице Чкалова, в котором, по легенде, в январе 1956 года произошло чудо.
«Неумно поступили руководители милицейских органов»
Первое документальное упоминание о легендарной «каменной девушке» хранится в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории. Это стенограмма 13-й Куйбышевской областной партийной конференции. В числе прочих там поднимался и этот вопрос.
«В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, — и пошло, начал собираться народ, потому что неумно поступили руководители милицейских органов. Видимо, и еще кое-кто приложил здесь руку. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция — туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так народ все прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложения послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. [Члены] бюро обкома посоветовались и дали указания снять все наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять. Как только убрали наряды и посты, так народ стал рассеиваться, и сейчас, как мне докладывали, почти никого нет. Неправильно поступили органы милиции и стали приковывать внимание. А по существу это самая настоящая глупость: никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живет там старуха», — говорится в документе, датированном 20–21 января 1956 года.
Как видно, никакого имени, а тем более фамилии у героини главной городской легенды XX века сначала не было.
«Дикий случай»
Какая-то конкретика появляется спустя несколько дней — 24 января 1956 года — в фельетоне под названием «Дикий случай», опубликованном по решению областной партконференции. Материал вышел в газете «Волжская коммуна».
Имени «окаменевшей девы» нет и здесь, зато журналисты публикуют имя хозяйки «чудесного домика» Клавдии Петровны Болонкиной, к которой на улице подошла некая старуха с просьбой показать «несчастненькую»:
«Озадаченная женщина не знала, что и ответить. А старуха между тем все говорила и говорила. Из ее слов следовало, что нигде иначе, как в квартире Клавдии Петровны, находится "окаменевшая отроковица", и что об этом бабушке еще вчера поведала "болезная Аграфена, на которую почти каждый день нисходит божья благодать"».
В фельетоне же дается и одна из самых популярных версий самарской легенды о «наказанной грешнице»:
«На квартире Болонкиной будто бы состоялась вечеринка. Все веселились, танцевали, и только одна из девушек пребывала в печали — для нее не находилось кавалера. И тогда она пошла на святотатство: взяла из переднего угла образ божьего угодника Николая Мирликийского и закружилась с ним в вихре танца под радиолу. Вскоре прогремел гром, в комнате ослепительно сверкнула молния, и девушку заволокло дымом. Когда дым рассеялся, оказалось, что небесные силы превратили богохульницу в каменный столб. Так и стоит она с иконой в руках третий день (по другим вариантам, "легенды", — восемнадцатый). Пробовали топором подрубить — ничего не действует...».
Окаменевшая «жизнь»
Имени Зои, а тем более фамилии, в фельетоне не упоминается. Не упоминается еще одна легендарная подробность — якобы девушка ждала в тот вечер своего жениха по имени Николай, который так и не пришел. Именно поэтому она и выбрала себе в партнеры по танцам икону Николая Чудотворца.
Николай Чудотворец; Николай Угодник; Николай Мирликийский — святой в исторических церквях, архиепископ города Мира в конфедерации древней Ликии (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключенных и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоев общества, но в основном детей. Источник: «Википедия»
Со временем то ли быль, то ли городская сказка обрастает все новыми подробностями. Окаменевшая дева обретает имя и становится Зоей, что в переводе с древнегреческого означает «жизнь».
А после распада СССР Зоя внезапно получает и фамилию Карнаухова. Мифотворцы озвучивают и ее место работы — завод имени Масленникова.
— Мы понимаем, что чем дальше от самого времени события, тем страннее выглядит увеличение числа подробностей. Так как раз работают городские легенды. Но мы предполагаем, что ядро самого события было, — объясняет руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Самарской епархии, ректор Самарской духовной семинарии Максим Кокарев.
Нет и точной даты, когда Зоя застыла. По одной версии, это произошло во время празднования Нового 1956 года, а по другой — на Рождество. Но все легенды сходятся в одном — ожила окаменевшая дева на Пасху. Одни мифотворцы утверждают, что за несколько дней до этого в дом заходил священник, который смог взять у нее из рук икону. И даже называют его имя — отец Серафим. Другие уверены, что к грешнице приходил сам Николай Чудотворец.
— По расхожей версии, отец Серафим взял у нее икону из рук. Это, скорее, предание. Тем более что какой конкретно Серафим поминается, — там версий как минимум три. Чаще всего поминается отец Серафим Тяпочкин, был такой в советское время. Но его пребывание в Куйбышеве не документируется. Он вообще в этот момент был в Казахстане в ссылке. И серьезных доказательств того, что он мог географически быть в Куйбышеве, нет. Скорее, это мог бы быть священник из Петропавловского храма. Тем более что эта церковь находится метрах в 500 от Чкалова, 84. Моя бабушка, будучи молодой, незамужней еще девушкой, бегала к этому дому в те дни. Единственное, что она могла точно сказать, — было огромное многотысячное скопление людей. И даже конная милиция. Когда толпа стала напирать, чуть не повалили одного милиционера вместе с лошадью, началась стрельба в воздух, — рассуждает Максим Кокарев.
Еще один свидетель тех событий — Андрей Андреевич Савин, работавший в 50-е годы секретарем Куйбышевской епархии.
— Покойный ныне Андрей Андреевич Савин говорил совершенно точно, что из обкома позвонили владыке Иерониму Захарову, который на тот момент был правящим архиереем. Попросили, чтобы он выступил с амвона и успокоил народ, сказал, что все это ерунда. Он согласился, сказал, что церковь тоже против лжечудес, и попросил только одну малую малость: допустить туда его или кого-то из священников — лично засвидетельствовать, что там нет ничего. Но почему-то по такой достаточно простой схеме никто не пошел. Ответили, что перезвонят, и перезвонили через три дня. Сказали, что уже ничего не надо. Это к вопросу о том, пускали ли туда священников, — говорит Максим Кокарев.
«Из-за толпы прекратилось трамвайное движение»
А вот найденный в 2001 году самарским журналистом Валерием Ерофеевым бывший сосед Клавдии Болонкиной — Владимир Сергеевич Чегуров — утверждал, что никакой застывшей девушки не было, но любопытные старушки к дому Болонкиной действительно приходили.
«Вечером 17 января я пришел с работы и увидел у ворот двух соседок. Одна из них была Фоминова Екатерина из квартиры № 3, вторая — Болонкина. Соседки стояли и разговаривали с какими-то двумя старухами. Что это были за старухи, я не знаю — раньше я их никогда не видел. Тут мне Болонкина и говорит: "Вот эти женщины пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку, стоящую в зеленом доме. Я им говорю, что у меня ничего и никого нет, а они не верят. Якобы на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать". <...> Я, наверное, вскоре забыл бы об этом случае, если бы на другой день, 18 января, с самого раннего утра у нашего двора вдруг не стали собираться люди. Сначала они просто стояли снаружи и смотрели, но потом стали заходить и во двор. Они ходили, все осматривали и спрашивали жильцов: "А где же окаменевшая девушка?". Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: "Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог". Однако любопытные все прибывали», — записал рассказ Чегурова Валерий Ерофеев.
По словам соседа Болонкиной, любопытные самарцы вскоре перешли к активным действиям и начали заходить в квартиры и прихватывать на память у жильцов ложки, вилки, чашки и даже одежду.
— Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые из них и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор. А уже на следующий день, 19 января, я утром заглянул в окно — и ахнул. Мамочка родная! Там уже собралось несколько тысяч человек, и все рвались в наш двор. Вы не поверите, но из-за толпы прекратилось трамвайное движение по улице Арцыбушевской, а троллейбусное — по улице Чкаловской. Кстати, начиная с этого дня, я в течение недели не мог ходить на работу, потому что днем и ночью оборонял свой дом от толпы любопытных, — вспоминал в беседе с Валерием Ерофеевым бывший жилец дома № 84 на улице Чкалова.
Жильцам даже пришлось заколотить ворота во двор, а самим выходить на улицу кружными путями.
Чудо — это вопрос веры
Сегодня уже практически не осталось в живых свидетелей тех далеких событий. Сам Владимир Чегуров ушел из жизни в 2006 году. Дом, в котором, по легенде, произошло чудо, в мае 2014 года чуть было не уничтожил пожар. В том же году стало известно о планах собственника снести здание и построить на его месте многоэтажку. После долгих переговоров и возмущений жителей в ноябре 2019 года стало известно, что собственник согласился передать дом властям для организации там музея.
— Как и в любом чуде, здесь официальная позиция для верующих: да, чудо было. Но при этом, когда требуют выложить какие-то неоспоримые доказательства, мы честно говорим, что их в общем-то нет. То есть это вопрос веры. И всегда так будет. Всегда будет огромное количество скептиков, которым нужно доказательство. Наш митрополит убежден в том, что это было абсолютно точно. Владыка поэтому уделяет такое внимание этому. Он не сомневается, — поделился с 63.RU Максим Кокарев.