В Самаре объявили конкурс на лучший памятник, посвященный увековечиванию музыкального произведения. Речь идет о вальсе «На сопках Манчьжурии».
Об этом сообщил депутат Государственной Думы от Самарской области Александр Хинштейн.
— На конкурс поступило 23 эскиза. Лучший предстоит выбрать самим жителям. Бюджетные деньги на памятник не тратим, строго — спонсорские средства, — сообщил в твиттере парламентарий.
Итоги конкурса подведут в начале июля, затем победитель приступит к изготовлению памятника. Установить его планируется в Струковском саду.
Автор вальса «На сопках Маньчжурии» — Илья Шатров. Произведение посвящено погибшим в Русско-японской войне 1904–1905 года воинах 214-го Мокшанского пехотного полка. В 1905 году Мокшанский пехотный полк одиннадцать суток вел кровопролитное сражение в районе между Мукденом и Ляояном. В критический момент, когда сомкнулось кольцо окружения, иссякли силы и боеприпасы, командир приказал: «Знамя и оркестр — вперёд!». Капельмейстер Шатров повел за знаменем оркестр, и воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. Бой шел непрерывно и один за другим звучали марши, пока в конце концов противник не дрогнул и полк не прорвал окружение. Из 4000 военных личного состава полка в живых осталось 700 человек, из 60 музыкантов оркестра — семеро.
После окончания Русско-японской войны Мокшанский полк ещё год находится в Маньчжурии, где оставшийся в живых Илья Шатров, однажды попав на гауптвахту, начал писать в память о павших однополчанах инструментальную композицию «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».
С 1906 года полк был передислоцирован в Самару. Здесь молодой капельмейстер подружился с педагогом, композитором Оскаром Кнаубом, оказавшим начинающему музыканту помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. 24 апреля 1908 года (по другим источникам — в 1907 году) в Самаре в Струковском саду состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром.
Популярность вальса быстро росла. Только за первые 3 года после написания произведение переиздавалось более ста раз, а граммофонные пластинки расходились баснословными тиражами.