Много ли среди нас неравнодушных? Тех, которые могут положить силы на спасение или восстановление чего-то? Николай Шипилов из Сергиевского района — из таких. Он пытается как может сохранить старинную заброшенную церковь. И здание, и его хранитель поражают. На месте побывала, прониклась атмосферой и познакомилась с этим удивительным мужчиной журналист из Самары Мария Гуторова. Публикуем с ее разрешения пост с фотографиями.
— Можно ли публикацией в соцсетях спасти старинное здание? Я не знаю. Но там, рядом с этой горемычной и прекрасной заброшкой в Сергиевском районе, живет человек, который верит, что интернет творит чудеса. Он высмотрел нас из своего дома, подъехал на старенькой «окушке», открыл замок, провел внутрь — смотрите и то, и это, только напишите, выложите в интернет, пусть заметят, вспомнят — хотя бы крышу сделают, хоть что-то!
— Церковь Архангела Михаила стоит в селе Павловка. Гугл говорит, что год постройки — 1885-й. Это самая старая деревянная церковь из сохранившихся в Самарской области. Мы ехали смотреть на заброшку, сделать несколько приятных фоточек, но увидели гораздо больше, чем рассчитывали. Впустивший нас внутрь Николай Степанович Шипилов, кажется, знает о церкви всё. По его словам, она вполне нормально жила во времена советской власти — ее не разграбили, не разрушали. Только в середине 90-х нашлись ушлые ребята, которые приехали и стали вывозить оттуда добро. Тогда же начала разрушаться конструкция. Были какие-то робкие попытки сохранить церковь, как ни странно, со стороны казаков, но далеко дело не зашло. Теперь Шипилов — самоназванный хранитель храма. Держит его под замком, открывает для понаехавших и просит написать и разнести по интернету. А вдруг?!
— Он знает, что реставрировать ее никто не собирается, но не сдается — построил с помощниками мостки внутри, чтобы можно было ходить, поддерживает как может. На столах лежит то, что удалось достать из-под пола. Старинные венчальные короны, крест батюшки (последнего служившего здесь зарезали примерно 100 лет назад), части иконостаса, хозяйственная утварь. Чтобы можно было посмотреть залетным туристам. Возможно, церковь не подлежит восстановлению. Но мне хочется верить, что в XXI-м веке, когда космические корабли бороздят просторы, так сказать, человечество обладает достаточным набором технологий, чтобы не дать окончательно разрушиться тому, что люди голыми руками делали больше века назад.
— Никто не требует восстановить Колизей, руины древнегреческих храмов и подобные строения до первозданного состояния. Но у кого повернется язык сказать — а пусть уж совсем развалятся, не подлежат восстановлению, фиг с ней, с этой рухлядью, новое построим. Неужели здесь невозможно сделать крышу, закрыть стеклом или чем-то таким фрески, как-то укрепить деревянную конструкцию и сами доски? Я в это верить отказываюсь. Всё понимаю — дорого, сложно, никому не надо. Но когда я слышу дождь, то представляю, как он льет на мостки и старинные иконы, а на это в окно смотрит человек, которому не всё равно, который верит в силу интернета. Мы люди, в конце концов, или кто? Это же культурное достояние, искусство, история.
Согласны с автором?