В Самаре решили судьбу могильных камней с разрушенного когда-то для строительства детского парка имени Щорса Всехсвятского кладбища. 90 лет они служили бордюрным камнем по улице Фрунзе, их изначальное предназначение вскрылось во время дорожных ремонтных работ.
— Из земли показались гранитные лавровые венки, слова последней скорби и имена усопших. По преданию, на этом кладбище была похоронена мать Фёдора Шаляпина, и как знать, чьи ещё плиты попали под ковш бульдозера. Неравнодушные самарцы забрали камни из кучи строительного мусора и помогли перенести во двор музея модерна. Теперь их разместят на кладбище Иверского монастыря, где когда-то находилось семейное захоронение купцов Курлиных, — сообщили представители музея модерна в соцсетях.
Среди могильных плит, которые рабочие обнаружили во время ремонта улицы Фрунзе в июне 2017 года, была плита с могилы Николая Щорса.
Николай Щорс возглавлял дивизию Красной армии во время Гражданской войны. Его похоронили в Самаре — на самом крупном до революции Всехсвятском кладбище, находившемся на месте нынешнего парка его имени и окрестностей.
Кладбище разорили в 1930-е годы. Для того чтобы стереть некрополь с лица города, понадобился лишь один указ горсовета 1930 года. Указ «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты» развязал руки мародёрам. И через десять лет об их существовании уже практически ничего не напоминало. Уцелели только удалённые уголки этого огромного некрополя — нынешние Татарское и Еврейское кладбища.
Через пять лет после выхода указа Куйбышевский горисполком предпринял попытку найти могилу Щорса. Сделать это удалось только в мае 1949 года с помощью непосредственного свидетеля похорон. Останки героя торжественно захоронили на новом городском кладбище на улице Партизанской. В честь Щорса назвали парк.