В Самаре группа художников-энтузиастов дала новую жизнь старинному особняку на улице Ленинградской. У здания богатая история. Здесь размещались и доходный дом, и военная тюрьма, и завод по ремонту часов, и коммунальные квартиры. Теперь же здание стало местом притяжения творческих людей и уникальным арт-пространством. Мы поговорили с создателями «Дома 77», чтобы узнать, как происходило преображение объекта. В арсенале художников были любовь, настойчивость, свалки и Покрас Лампас.
Дом на улице Ленинградской, 77 построил в 1880-х купец первой гильдии Антон Шихобалов, чтобы открыть в нем доходный дом. Особняк был двухэтажным, а его фасады украшали фактурные наличники на окнах. Купец поделил здание на несколько помещений, которые сдавал в аренду городским ремесленникам. Так было до 1920 года, пока здание не передали обществу археологии Самарского государственного университета. Ученые хранили там научную литературу.
В 1930-е дом перестроили. Рабочие возвели два дополнительных этажа и разрушили весь декор на фасаде, превратив роскошный доходный дом в кирпичную коробку. После перестройки ученых попросили покинуть здание. Там обустроили военную тюрьму. Впоследствии там располагались областной архив ЗАГСа и завод по ремонту часов. Но в итоге в доме сделали коммунальные квартиры. Люди жили там до начала нулевых. Съехать им пришлось после глобального потопа. Здание пришло в негодность и быстро обветшало, став нелегальным приютом для бездомных.
Первые попытки восстановить здание предприняли художники проекта «Арт-лофт» в 2016 году. Они хотели превратить дом в нестандартный офисный центр и сдавать помещения в аренду. Владельцы провели небольшой ремонт и на стенах третьего этажа нарисовали сцены из книги «Маленький принц». В народе коридор даже прозвали «галереей каллиграфии». Владельцы здания попытались найти арендаторов, однако проект провалился. Договориться с многочисленными собственниками у художников не вышло.
Тогда волей случая перед закрытием в аренду у «Арт-лофта» офис взяли Артём Воробьёв и Елисей Нарышкин. Мужчины открыли там столярную мастерскую "Мануфактур Студия". Они не смогли смотреть, как угасает место, и решили продолжить дело прошлых хозяев своими силами и запустили проект «Дом 77».
— Когда я ввязался в это, здание было в плохом состоянии. Проводка старая, перекрытия плохие, крыша текла. Мы собрали небольшую команду ребят, готовых заниматься восстановлением на чистом энтузиазме. Вкладывались и душой, и финансами, которых было не много. Начали с малого — с собственности. Нашей задачей было собрать разрозненные куски у владельцев и взять дом в полноправную аренду. Всё получилось, так как дом находился в неприглядном состоянии, то особо и против никто не был. Сейчас у дома всё равно несколько собственников, но договориться с ними проще. За некоторые помещения платим аренду мэрии и правительству. Частью особняка владеет 70-летняя старушка. У нее когда-то была здесь квартира. Конечно, она после потопа здесь не живет, но сдает нам помещение в аренду, а мы ищем уже желающих открыть свою мастерскую в нем. Такие условия всех устраивают. Еще одной частью здания владеет ЦИК. У них тут склад машин для подсчета голосов, — рассказывает Артём.
Ремонтировали дом долго и упорно. К работам привлекали всех резидентов. Ребята отбивали старую штукатурку, покрывали кирпичи лаком.
— Когда занимались полом и снимали старое покрытие, оказалось, что под ним есть старинный цельный брус. Это огромные доски, которые сохранились в прекрасном состоянии. Мы обновили их и оставили как напоминание о том, каким дом был раньше. Оформляли помещения чем придется, ведь все настоящие творцы ищут необходимый материал на свалках, — говорит директор «Дома 77».
Однако в феврале 2019-го творцов ждал очередной сюрприз. От старой проводки загорелись деревянные перекрытия между этажами. Огонь потушили быстро, но 80% арендаторов съехали в тот же день.
— Мы очень испугались, но нашли в себе силы восстановить всё. Начинали с перекрытий и проводки. Полностью ее поменяли. Как только мы привели всё в порядок, к нам снова начали заезжать люди. Тогда я понял, что это еще одно доказательство, что наш дом — живой организм. Он буквально самоочистился и выкинул из себя всё ненужное, — считает Артём Воробьёв.
Сейчас здание хоть и находится в постоянном ремонте, но уже может похвастаться своими замысловатыми интерьерами. На первом этаже есть выход на летник. Он обустроен в стилистике китайского городка. Великую стену забора превратили в гигантского дракона, к ноздрям которого подвели трубы от дым-машины. Теперь он буквально дышит паром. На летнике проводят концерты и лектории, а по воскресеньям играют джаз.
Во внутренней части первого этажа здания обосновался бар «Вечно молодой». Его также создавали резиденты дома все вместе.
— Здесь на черных стенах белым цветом нарисованы шифры, так мы маскировали двери в соседние помещения. Очень много отсылок сделали к мультикам и фильмам. Даже есть изображения из «Рика и Морти». Мебелью занимались местные столяры, а посудой — гончары, — рассказывает Артём.
К наполнению первого этажа дома арт-объектами приложил руку и знаменитый российский художник Покрас Лампас. Он раскрасил старенький мопед, который теперь красуется на сцене внутренней части бара.
— Второй этаж — это моя боль как арт-директора. Там есть единственный магазинчик в здании, где продают оборудование для граффити, и, конечно, туда часто приходят школьники, которые пытаются выразиться. Они покупают маркер и баллончик и идут расписываться на стенах дома. Мы понимаем, что им тоже хочется оставить свой след в истории. Поэтому выделили около магазинчика специальную стену, чтобы новички могли рисовать именно на ней. Конечно, в этом есть своя прелесть, но тут нужно соблюсти грань между креативом и беспорядком. Да, мы не можем запретить людям самовыражаться, но мы очень просим делать это так, чтобы не мешать окружающим, — говорит креативный директор дома Полина.
Третий этаж оформлял лично директор «Дома 77» Артём Воробьёв. Один из коридоров обклеен виниловыми пластинками, а на потолке висят свадебные фотографии:
— Почему пластинки? Да просто они у нас были, и мы посчитали, что это прикольно. А вот со свадебными фото целая история. Я до того, как сюда прийти, работал в ЗАГСе фотографом. И вот это всё невыкупленные фото. Не сжигать же их. Пары, может, уже лет пять, как развелись, а здесь висят красивые, счастливые.
На четвертом этаже сейчас работает картинная галерея. Там собрали работы известных самарских художников, которые может купить любой желающий. Цены варьируются от 5 до 150 тысяч рублей.
— Первую часть экспозиции мы оформили с ультрафиолетовым освещением, чтобы завлечь посетителей. Здесь очень прикольно светятся белые вещи, и, конечно, многие хотят сделать фотку. Всё делали своими руками, в том числе светильники — это трубы со вставленными в них лампочками. Со стороны — прямо как в настоящей галерее. Это должна была быть выставка одного дня к «Ночи музеев», но уж очень она понравилась горожанам. Часть картин даже уже выкупили, — рассказывает одна из организаторов выставки Лаура.
Дом постоянно меняется, и, конечно, на какие-то большие проекты в коридорах и общих пространствах резиденты стараются спрашивать разрешение у руководства, но из-за такого количества арт-объектов не все изменения в доме удается заметить сразу. Порой создатели ломают голову о том, откуда появляются и куда исчезают украшения. Так произошло и в этот раз. К удивлению руководства дома, на одном из этажей ночью кто-то установил огромную статую Грута. Папье-маше мы заметили во время прогулки по коридорам.
— Вот о чём я и говорила. Артём, откуда это? — обращается Полина к своему руководителю.
Однако на лице директора также царит недоумение.
— Вещи здесь появляются и исчезают. Я порой нахожусь в шоке, что даже такие огромные объекты умудряются поставить незаметно, — удивляется девушка.
Резиденты творят не только в коридорах, но и, конечно, перестраивают свои помещения.
— У нас клуб аналоговой фотографии. Мы делаем кадры, как в старые добрые — на пленку, соблюдая все этапы: проявка, сушка и так далее. Работа очень кропотливая, поэтому проводим в мастерской много времени, некоторые даже на ночь остаются. Сейчас такой жанр съемки очень востребован. Многие хотят оставить на память что-то вещественное, а не просто пиксели на экране. Когда мы начали пропагандировать аналоговую фотографию в массы, к нам стало приходить всё больше ребят. Мы стали расширяться и сделали второй этаж, — рассказал один из участников клуба Дмитрий Птицын.
Вообще второй этаж надстраивают многие резиденты. Дело в том, что потолки в старом здании очень высокие — 4 метра, да и обустроить его не так сложно.
— У нас в офисе тоже есть второй этаж, там находится рабочая зона. Мы, когда отбивали старую штукатурку со стен, заметили, что в здании есть дырка, куда идеально входит огромная балка. На нее и опирались при надстройке. Она стала основой нового перекрытия, — сообщил директор дома.
Сейчас дом находится на новом этапе своего преображения. В нем уже нашли свое место мастерские ремесленников, репетиционные классы, тату-студии и кабинеты художников. К сентябрю пространство планируют расширить, восстановив соседние разрушающиеся здания. «Дом 77» превратится в полноценный квартал для творчества, и помочь в его создании смогут все желающие.