Вернемся в 2020 год и вспомним, как он изменил нас: к нашим лицам плотно пристали маски, а к нашим телам — домашние кресла и стулья, потому что всех массово отправили на удаленку. В лексикон вошли такие слова, как «коронавирус», «пандемия», «видеоконференция», «дистант». Мы перестаем выходить из дома, всячески адаптируемся: онлайн общение, онлайн обучение, онлайн заполнение и заказ документов, онлайн заказ продуктов и прочего. Мы подстраиваемся под новую, цифровую реальность. Но что мы видим в итоге?
Теперь со смартфонами все: будь то пенсионеры в трамвае, охранники на входе в ТЦ, маленькие дети, смотрящие на них мультики, пока мамы записывают сториз для своего блога. Сейчас уже редко встретишь человека, который пользуется даже в качестве рабочего телефона кнопочной «звонилкой». При всем желании, невозможно остаться за бортом этой диджитализации: в онлайне вся жизнь! Коммуникация с учителями и преподавателями, встречи с сотрудниками, даже жалобы на неубранный снег или отключенную воду эффективнее всего оставлять в Твиттере.
К сожалению, у нас нет выбора. Приходится подстраиваться! Информационный поток стал огромен и его тяжело сдерживать — пуш-уведомления, сообщения, письма, реклама… Всё это безостановочно всплывает на экране и вибрирует на телефоне.
За этим потоком информации и виртуального общения, мы упускаем одну неочевидную вещь: этикет. Да! Раньше мы больше общались вживую и было совершенно понятно, что переступая порог школы или выходя из офиса, мы всё оставляем там до начала следующего дня или следующей встречи.
Сейчас в норму входит круглосуточная доступность — учителя, пишущие гневные смски в 9 часов вечера, разрывающийся рабочий чат рано утром или поздно вечером (смотря когда приспичило обсудить что-либо), соседские чаты с идиотскими картинками, школьные флудилки беспокойных мамаш… Мы буквально спим и едим со своими смартфонами. Эта «преданность» куску пластмассы с выходом в интернет может быть не потому, что так хочется, а потому, что будучи оффлайн, ты рискуешь пропустить что-то важное.
Общение вживую позволяет нам видеть реакции собеседника и чувствовать, когда мы сказали что-то лишнее, вовремя извиниться или просто понять, что некрасиво и есть, и разговаривать с кем-то одновременно. Я лично устала уже при встречах в условном зуме слушать чьи-то прихлебывания чая и хруст чипсов, кричащих детей. Почему так? Почему встреча или звонок дают индульгенцию не соблюдать самые простые правила уважения к собеседнику?
На работе (особенно, если она связана с умственной деятельностью) нужна тишина для концентрации внимания. Но, почему-то некоторые игнорируют режим «без звука» или пишут во всех мессенджерах одновременно, сопровождая это еще и словесными указаниями.
А разговоры по громкой связи в автобусе? Почему я должна слушать чью-то приватную беседу, которая сопровождается нелицеприятными подробностями? Или самое распространенное: поездка в такси под видеочат какого-то Равшана со своим семейством. Я все понимаю, семья, много работы, деньги нужны... Но пообщаться по видеосвязи можно и в перерыве между поездками.
Приходя в раздевалку тренажерного зала, я вообще советую быть очень осмотрительными: пока вы переодеваетесь, вы рискуете засветить свой голый торс в чьем-то инстаграме… Многим же кажется, что если зачекинился — значит миссия выполнена! Как будто именно от этого происходит процесс похудения или для чего там нынче модно ходить по спортзалам.
Мы изрядно расслабились: работа из дома в уютной домашней одежде, где тебя никто не видит с куском пирога во рту. Также добавляет свободы безнаказанность и анонимность, которую можно создать в нулевом аккаунте за три минуты и писать кому угодно и что угодно. Мы уже не задумываемся перед тем, как записать голосовое сообщение или сделать звонок другому человеку. Но вдруг ему может быть неудобно сейчас? Мы позволяем себе писать в одном сообщении по одному слову и отправлять. Представьте, что адресат откладывает дела и утыкается в экран, ожидая, наконец, когда вы удосужитесь сформулировать свою мысль. Вас такое не бесит?
Меня бесит. Поэтому я составила для себя несколько правил цифрового этикета:
одна мысль — одно сообщение. Будьте максимально корректны, никогда не угадаешь, что за настроение у собеседника;
соблюдайте орфографию и пунктуацию, это тоже показывает уважение к собеседнику;
пишите содержательные сообщения и переходите сразу к делу;
голосовые сообщения — только по договоренности;
хотите позвонить? Уточните, удобно ли разговаривать другому человеку;
отвечайте на сообщение в том канале, где вы его получили;
если вы получили несколько вопросов, ответьте на каждый;
не спамьте картинками в групповых чатах! Аминь.
вышли из себя — выйдите из сети:)
Пока люди способны взаимодействовать, пусть даже и через гаджеты — общество существует. И чтобы общество было именно человеческим, нам необходима ежедневная «зарядка», тренировка этического чувства, которое как раз таки формирует достойные человеческие коммуникации и уважение друг к другу.
А вы соблюдаете правила цифрового этикета?